Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Ритмика
· дает учащимся элементарные основы музыкальной грамоты, вырабатывает навыки исполнения движения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и структурой музыкального произведения.
· развивает музыкальную и двигательную память, чувство ритма, музыкальный слух, координация движений и ориентирование в пространстве.
Классический танец
· красота и выразительность движений, сила и ловкость;
· развитие мышечно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
· воспитывает трудолюбие, закаляет волю и характер.
Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской куль туры. В этом — его главное воспитательное значение.
Народный танец – составляет основу репертуара многих самодеятельных коллективов:
· важное средство национального, интернационального и патриотического воспитания;
· помогает детям раскрепоститься, почувствовать свою национальную принадлежность;
· знакомит с культурой других народов, воспитывает уважение к народным традициям;
· являясь мажорным, развивает положительные эмоции ребенка.
Историко-бытовой и современный бальный танец
· знакомит с историей и пластическими характерами прошлых эпох;
· прививает красивые, благородные манеры;
· развивает чувство позы, танцевальную координацию, изящность движений всего тела;
· формирует культуру поведения и общения, прививает навыки вежливости, умения вести себя в обществе;
· учит быть подтянутым, элегантным, корректным.
Этот вид хореографического искусства оказывает большое влияние на развитие внутренней культуры учащихся.
В процессе прохождения государственной практики в средней школе №15 Петропавловска-Камчатского в соответствии с программой дополнительной подготовки в области ритмики и хореографии, я работала на базе эстетического центра «Гармония» при музыкальном училище в качестве учителя хореографии. Во время занятий с группой детей младшего школьного возраста мной реализовалась воспитательная работа с учетом гендерных особенностей. Перед началом занятий мальчики и девочки не знали стереотипов мужского и женского поведения в танце. После проведения занятий произошло усвоение половых ролей (см приложение), что подтвердило выдвинутую нами гипотезу - если учитель начальных классов на занятиях ритмики и хореографии строит учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, то происходит усвоение мальчиками и девочками половых ролей.
Пример первого урока подготовительной группы
План урока
Вводная часть урока:
· приглашение учеников в зал;
· расстановка учеников вдоль станков;
· приветствие, знакомство с педагогом и концертмейстером;
· обход детей и знакомство с их осанкой;
· беседа-диалог о танце;
· знакомство с элементами ритмики: слушание музыки и определение ее характера, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Подготовительная часть урока:
· маршировка вдоль станков сначала бытовым и затем танцевальным шагом в различных ритмах (4/4, 3/4, 2/4) - в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 2/4, на 3/4);
· вспомогательные упражнения на полу.
Основная часть урока - азбука классического танца:
· расстановка детей у станка;
· объяснение и разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах и с разворотом на 90-120°;
· знакомство с пятью позициями ног, тремя позициями рук и подготовительным положением рук;
· правильное положение тела в 1 полувыворотной позиции ног.
Заключительная часть урока - поклон при полувыворотном положении ног (в ритме марша 4/4).
Перед началом занятий педагог проводит беседу с родителями об одежде детей, о гигиене, о дисциплине и т.д. Дети занимаются в белых купальниках и мягких балетных туфлях.
Описание урока
Вводная часть урока.
На первом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой он говорит о своих требованиях, предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях Педагог знакомится с родителями учеников. На первом уроке педагог знакомит учеников с залом, с правилами расположения учеников в танцевальном зале, говорит о постановке корпуса.
Материалы по педагогике:
Лингвокультурологический аспект обучения русскому языку в условиях формирования казахско-русского билингвизма
В статье рассматриваются лингвокультурологический аспект обучения русскому языку в условиях формирования казахско-русского билингвизма Рост интереса к изучению языков приводит к активизации межкультурного общения, что делает чрезвычайно острой проблематику соотношения языка и культуры, как на нацио ...
Причины нарушения звукопроизношения у дошкольников
Дислалия (от греческого dis-расстройство, lalia-речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Она является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным советского ученого Е.Ф.Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошколь ...
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...