Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Страница 8

1. Наиболее конкретные, образные представления возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Но, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к непрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений.

2. Педагогическая система развития музыкального восприятия у младших школьников определяет содержание, формы и методы продуктивной творческой деятельности учащихся с опорой на интеграцию выразительных средств искусств.

3. В результате исследования была выявлена позитивная взаимосвязь между эстетической установкой мировосприятия ребенка и развитостью его музыкального восприятия.

Представленное нами исследование показало, что феномен восприятия музыки представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека художественного образа, являющего единство эмоционального и рационального.

Мы показали, что обучение, предусматривающее активизацию образного компонента мыслительной деятельности, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие музыкального восприятия, но и будет способствовать развитию творческих способностей, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать его интеллектуально-эмоциональную сферу.

Избранная нами позиция, основанная на активности внедрения в образовательный процесс интеграции искусств, выступает важным звеном в системе эстетического воспитания.

Изучение различных видов искусств, занятия различными видами художественной деятельности во многом способствуют решению общего психологического и творческого развития личности ребенка, совершенствование индивидуальных способностей и, конечно, формированию эстетического отношения к действительности.

Для повышения эффективности процесса развития музыкального восприятия у младших школьников мы разработали методику, основанную на интеграции искусств, которую апробировали в ходе педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня развитости музыкального восприятия у младших школьников по трем параметрам – объём интонационно-образного словаря; умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства; уровень сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства. Нами было установлено, что у большинства учеников данные способности практически не развиты либо отличаются низкими качественными показателями.

Апробированная нами методика привела к существенным изменениям показателей уровня развитости музыкально восприятия по всем трем параметрам. По объёму интонационно-образного словаря число детей, соответствующих высокому уровню, увеличилось на 12%, среднему уровню на 7%, а число школьников, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 19%. Показатели умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 12%, средний уровень – 7%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, снизилось на 19%. По уровню сформированности музыкально-образных ассоциаций динамика роста составила 12% – на высоком уровне, 11% – на среднем уровне, а низкий уровень уменьшился на 23%.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...

Содержательная основа профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии
Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них. Ритмика · дает учащимся элементарные осн ...

Функции родительского комитета
Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей - это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по п ...

Навигация