Классификация жанров детского фольклора

Страница 2

Таким образом, у каждого жанра своя функция, своя поэтика, приемы исполнения. Но все они объединяются в большую группу – детский фольклор. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация детского фольклора

Детский фольклор

1. Поэзия пестования - «Материнская поэзия» - эти высоко художественные поэтические творения не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям.

-Колыбельные песни - от «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать) и «байкать» (баюкать, качать, усыплять) - продукт общественного опыта и сознания; возникли с целью необходимости безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон. Ритмичные покачивания колыбели сопровождались ритмически организованными технологическими звуками и предопределили ритмическую структуру колыбельного напева и поэтического текста колыбельной песни. Ежедневно многократно повторяющиеся звуковые ряды ведут к пониманию языка, к познанию окружающего мира, к развитию мышления.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты дремли, закрывши глазки,

Баюшки, баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой,

Провожать тебя я выйду,

Ты махнешь рукой.

Сколько слез я втихомолку

В эту ночь пролью…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки, баю.

-Пестушки - для поддержания в часы бодрствования ребенка радостных эмоций с помощью некоторых физических приемов. Используются для развития двигательных функций ребенка, для умственного и нравственного развития, для воспитания смелости, координированности совместных движений взрослого и ребенка.

Большие ноги

Шли по дороге:

топ, топ, топ,

топ, топ, топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

-Потешки - особые забавы, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию. Вводится пересчет предметов, множества, обобщение, абстракция.

Сорока-ворона кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

А этому не дала!

Ты в лес не ходил, дров не рубил, Воды не носил, печь не топил –

не дам тебе кашки!

2. Потешный фольклор - произведения детской устной поэзии, назначение которых - позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников: зачастую они сопровождаются вспомогательным действием, не имеющего драматического развития.

-Молчанки и голосянки - содержат в форме заклинания уговор молчать. Вырабатывает в детях волевые качества: умение управлять своими эмоциями, подчинить разуму непроизводные желания. Служебная роль: установление порядка и тишины в шумной детской комнате. Игра «голосянка» - соревнование в длительном произнесении какого-либо гласного звука, не переводя дыхание.

Шел молчан

По всем городам.

Кто стукнет-брякнет,

За волосы драть,

До слез добивать,

Чок, чок-зубы на крючок,

Кто заговорит-тому щелчок.

Последнее слово-тпру!

Станем мы, братцы,

Волосяночку тянуть,

А кто не дотянет

-Скороговорки - небольшие произведения со сложным и богатым звуковым оформлением, предельной уплотненностью труднопроизносимых согласных. Развивают артикуляцию речевого аппарата совершенствуют произношение, формируют чувство языка, содействуют преодолению косноязычия. Как средство автоматизации произношения звуков во фразах и текстах.

Жили - были три японца:

Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак-Дроне.

Жили – были три японки:

Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лимпопоне.

Вот родились у них дети:

У Яка с Цыпой-Шах,

У Яка-Цедрака с Цыпой-Дрипой-Шах-Шахмет,

У Яка-Цедрака-Дроне с Цыпой- Дрипой-Лимпопоне-Шах-Шахмет-Шахмоне.

-Небылицы-перевертыши - произведения, в которых развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Способствуют активизации рассудочной деятельности ребенка, дают обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей, являются средством деятельности детей.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота, Выскочила палка

С бабкою в руке

И давай дубасить

Коня на мужике.

Лошадь ела сало,

А мужик овес.

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

-Загадки - своеобразная умственная игра, состязание в сообразительности, направляет внимание на предметы и явления и их выделяющиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способности мышления и силу воображения.

Живая живулечка на живом стулечке (ребенок на коленях взрослого)

Сначала блеск. За блеском-треск.

За треском-плеск. (гроза).

Что сделал слон, когда пришел (на поле он) Наполеон? (ел траву).

Что стоит посреди Волги? (буква Л).

Что это «У.»? (уточка).

3. Игровой фольклор - отражение национальных черт, бытового уклада народа, его мировоззрения, общественной жизни.

-Заклички и приговорки - стихотворные обращения детей к различным явлениям природы и обращения к животным.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

-Жеребьевые сговорки - немногословные загадки по характеру действия - сговорка, по цели - жеребьевка.

Коня вороного или седла золотого?

Печь топить или коня кормить?

Грудь в крестах или голова в кустах?

Травки-муравки или золотой булавки?

-Считалки - короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Память, ритмика, честность.

По тропинке, по дорожке шли четыре понарошки.

А на встречу на горошке проезжали три картошки. Ели каждый понарошке дать на завтрак по картошке.

То одной из понарошек что достанется? Горошек!

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...

Методы и приемы формирования познавательного интереса в коллективных воспитательных делах с учащимися младших классов
Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. Цель формирования познавательного интереса в воспитательном процессе выступает интегрирующим признаком, требующим единства фу ...

Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. ...

Навигация