Таким образом, у каждого жанра своя функция, своя поэтика, приемы исполнения. Но все они объединяются в большую группу – детский фольклор. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация детского фольклора
Детский фольклор | |
1. Поэзия пестования - «Материнская поэзия» - эти высоко художественные поэтические творения не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. | |
-Колыбельные песни - от «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать) и «байкать» (баюкать, качать, усыплять) - продукт общественного опыта и сознания; возникли с целью необходимости безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон. Ритмичные покачивания колыбели сопровождались ритмически организованными технологическими звуками и предопределили ритмическую структуру колыбельного напева и поэтического текста колыбельной песни. Ежедневно многократно повторяющиеся звуковые ряды ведут к пониманию языка, к познанию окружающего мира, к развитию мышления. |
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою, Ты дремли, закрывши глазки, Баюшки, баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой, Провожать тебя я выйду, Ты махнешь рукой. Сколько слез я втихомолку В эту ночь пролью… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. |
-Пестушки - для поддержания в часы бодрствования ребенка радостных эмоций с помощью некоторых физических приемов. Используются для развития двигательных функций ребенка, для умственного и нравственного развития, для воспитания смелости, координированности совместных движений взрослого и ребенка. |
Большие ноги Шли по дороге: топ, топ, топ, топ, топ, топ Маленькие ножки Бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ! |
-Потешки - особые забавы, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию. Вводится пересчет предметов, множества, обобщение, абстракция. |
Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала. А этому не дала! Ты в лес не ходил, дров не рубил, Воды не носил, печь не топил – не дам тебе кашки! |
2. Потешный фольклор - произведения детской устной поэзии, назначение которых - позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников: зачастую они сопровождаются вспомогательным действием, не имеющего драматического развития. | |
-Молчанки и голосянки - содержат в форме заклинания уговор молчать. Вырабатывает в детях волевые качества: умение управлять своими эмоциями, подчинить разуму непроизводные желания. Служебная роль: установление порядка и тишины в шумной детской комнате. Игра «голосянка» - соревнование в длительном произнесении какого-либо гласного звука, не переводя дыхание. |
Шел молчан По всем городам. Кто стукнет-брякнет, За волосы драть, До слез добивать, Чок, чок-зубы на крючок, Кто заговорит-тому щелчок. Последнее слово-тпру! Станем мы, братцы, Волосяночку тянуть, А кто не дотянет |
-Скороговорки - небольшие произведения со сложным и богатым звуковым оформлением, предельной уплотненностью труднопроизносимых согласных. Развивают артикуляцию речевого аппарата совершенствуют произношение, формируют чувство языка, содействуют преодолению косноязычия. Как средство автоматизации произношения звуков во фразах и текстах. |
Жили - были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак-Дроне. Жили – были три японки: Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лимпопоне. Вот родились у них дети: У Яка с Цыпой-Шах, У Яка-Цедрака с Цыпой-Дрипой-Шах-Шахмет, У Яка-Цедрака-Дроне с Цыпой- Дрипой-Лимпопоне-Шах-Шахмет-Шахмоне. |
-Небылицы-перевертыши - произведения, в которых развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Способствуют активизации рассудочной деятельности ребенка, дают обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей, являются средством деятельности детей. |
Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота, Выскочила палка С бабкою в руке И давай дубасить Коня на мужике. Лошадь ела сало, А мужик овес. Лошадь села в сани, А мужик повез. |
-Загадки - своеобразная умственная игра, состязание в сообразительности, направляет внимание на предметы и явления и их выделяющиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способности мышления и силу воображения. |
Живая живулечка на живом стулечке (ребенок на коленях взрослого) Сначала блеск. За блеском-треск. За треском-плеск. (гроза). Что сделал слон, когда пришел (на поле он) Наполеон? (ел траву). Что стоит посреди Волги? (буква Л). Что это «У.»? (уточка). |
3. Игровой фольклор - отражение национальных черт, бытового уклада народа, его мировоззрения, общественной жизни. | |
-Заклички и приговорки - стихотворные обращения детей к различным явлениям природы и обращения к животным. |
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Колоколнышко! |
-Жеребьевые сговорки - немногословные загадки по характеру действия - сговорка, по цели - жеребьевка. |
Коня вороного или седла золотого? Печь топить или коня кормить? Грудь в крестах или голова в кустах? Травки-муравки или золотой булавки? |
-Считалки - короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Память, ритмика, честность. |
По тропинке, по дорожке шли четыре понарошки. А на встречу на горошке проезжали три картошки. Ели каждый понарошке дать на завтрак по картошке. То одной из понарошек что достанется? Горошек! |
Материалы по педагогике:
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...
Методы и приемы формирования познавательного интереса в
коллективных воспитательных делах с учащимися младших классов
Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. Цель формирования познавательного интереса в воспитательном процессе выступает интегрирующим признаком, требующим единства фу ...
Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного
возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. ...