Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией

Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К 4 годам, когда завершается формирование фонематического восприятия, нарушенное звукопроизношение считается патологией. С этого возраста начинается целенаправленная логопедическая работа по устранению дислалии.

Воспитание выразительности, правильности речи у детей дошкольного возраста должно осуществляться как в диалогической речи (беседы с окружающими людьми), так и в монологической речи (чтение стихов, проговаривание скороговорок, потешек и т.п.).

В теории и практике логопедии сложились теоретические основы коррекции и развития устной речи при дислалии. В настоящее время разработаны этапы работы над произношением и определены способы постановки конкретных звуков. В отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь и взаимозависимость между сформированностью произносительной стороны речи и уровнем развития фонематического восприятия.

Однако, следует отметить, что наряду с большой значимостью детского фольклора в развитии дошкольника, в связи с использованием дидактических игр в логопедической практике, в них должна учитывается структура речевого дефекта при дислалии. Эта необходимость определяет актуальность выбранной проблемы и обуславливает тему данного исследования: «Детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией». Объект исследования – нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

Предмет исследования – детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

Цель: изучить особенности использования детского фольклора в процессе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с дислалией.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую и специальную методическую литературу по теме;

- раскрыть понятие «детский фольклор», проанализировать классификацию детского фольклора;

- выявить причины и определить особенности речевых дефектов у детей экспериментальной группы;

- разработать содержание логопедической работы со старшими дошкольниками по коррекции дислалии средствами детского фольклора;

- определить результативность коррекционной работы с использованием детского фольклора.

Гипотеза: коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией посредством детского фольклора возможна при соблюдении следующих условий:

- целенаправленное систематическое использование на логопедических занятиях различных видов детского фольклора;

- подбор произведений фольклора с учетом возрастных и индивидуально-типологический особенностей детей, этапа логопедической работы;

- создание мотивации и стимулирование активности ребенка в преодолении имеющихся речевых нарушений.

Методы:

- изучение и анализ научной и методической литературы по теме;

- изучение речевых карт и личных дел детей экспериментальной группы;

- наблюдение за детской деятельностью;

- беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом;

- составление методики проведения констатирующего эксперимента;

- моделирование содержания формирующего эксперимента;

- мониторинг эффективности логопедической помощи детям с дислалией;

- математические методы и качественный анализ.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МДОУ №5 «Золотой ключик» г. Зернограда. В эксперименте принимало участие 10 детей с дислалией в возрасте от 5 до 6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.

Структура работы. Во введении представлен научный аппарат исследования. В первой главе изложены современные научно-теоретические основы диагностики и коррекции речевых нарушений у дошкольников с дислалией. Во второй главе проанализированы исследования детского фольклора как культурно-исторического феномена и дана его классификация. В третьей главе описана диагностическая методика обследования звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией и приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов, раскрыто содержание коррекционно-логопедической работы с использованием в качестве средства произведений детского фольклора. Список используемой литературы составляет 53 источника. В приложениях представлены: артикуляционные упражнения, планирование занятий по преодолению дислалии у старших дошкольников, таблицы и графики, протоколы обследования, систематизированный речевой материал по коррекции и развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, звукопроизношения.

Этапы работы. На первом этапе (сентябрь 2006 г.) формулировалась тема дипломной работы, изучалась научно-методическая и практическая литература по проблеме исследования, подбиралась и апробировалась методика диагностики звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией. На втором этапе (октябрь 2006 г. – март 2007 г.) определялось содержание формирующего эксперимента и проводилась работа по написанию теоретических глав. На третьем этапе (апрель 2007 г.) анализировались результаты контрольного эксперимента, определялась эффективность использования произведений детского фольклора как средства коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией, завершалось оформление дипломной работы.

Материалы по педагогике:

Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...

Современные представления о дисграфии
По определению Р.И.Лалаевой дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Полная неспособность овладения письмом или утрата навыка письма в результате череп ...

Подготовка и проведение практического занятия
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическое занятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходило в форме лабораторной работы. Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала по теме, составлении развернутого конспекта, который основ ...

Навигация