Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов

Материалы о педагогике » Изучение зарубежной драматургии на уроках иностранного языка в 9 класс средней образовательной школы » Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов

Страница 1

Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия стала своеобразным памятником «вечности» основополагающих категорий и переживаний человеческого общества: любви и смерти, чувства и долга, преданности и предательства, искренности и видимости. И именно поэтому неоспоримым можно признать тот факт, что знакомство с шедеврами западноевропейской драматургии не только может стать интересным для современных школьников, но и в какой-то мере является одним из обязательных условий их становления как полноценных членов человеческого общества с многовековой историей.

Адекватное понимание мировой драматургии прошлых веков зачастую невозможно без вникания в особенности той или иной театральной системы. Обширные материалы по истории западноевропейского театра от средневековья до XVIII века можно найти в двухтомной «Хрестоматии по истории западноевропейского театра», составленной С. С. Мокульским. Наряду с текстами пьес в книгах содержатся исторические свидетельства и теоретические работы.

Серьёзное научно-популярное изложение истории театрально-драматической деятельности мы находим в переведённой с английского «Иллюстрированной истории мирового театра», написанной оксфордскими учёными под редакцией Дж. Р. Брауна. В отличие от книг, созданных советскими учёными, английские авторы не ограничиваются изложением фактов европейской театральной жизни. Книга включает в себя обзор театральных систем Японии (Но, Кабуки, Дзёрури), Китая, Индии, театральных форм архаичных азиатских, африканских и американских культур. Таким образом, театральное искусство предстаёт как архетип человеческого сознания, деятельность, возникающая неизбежно как необходимое, культурологически обусловленное и ментально значимое явление.

Хороший материал по истории драмы можно найти в общих работах по истории национальных литератур. Прежде всего, стоит отметить грандиозную девятитомную «Историю всемирной литературы», выпущенную советскими литературоведами, охватывающую всю эволюцию мировой словесности от первых письменных источников до современности.

Неоценимую помощь в изучении европейской драмы дают также вузовские учебники по мировой литературе. Назовём учебник «История западноевропейской литературы.Средние века и Возрождение» М.П. Алексеева, В.М. Жирмунского, С.С. Мокульского и А.А. Смирнова, где увлекательность изложения сочетается с обилием фактического материала. Написанная ведущими учёными-литературоведами, специалистами по средневековой и ренессансной литературе, книга и спустя много лет после написания пользуется заслуженной славой лучшего учебника по данному периоду развития литературы. В издании 2000 года сняты некоторые устаревшие формулировки, добавлены новые материалы, касающиеся творчества Уильяма Шекспира.

В учебнике «История литературы. От истоков до наших дней» В.А. Лукова даётся подкреплённый авторскими концепциями о развитии литературы краткий компендиум фактов из историко-литературного процесса, в том числе и по поводу драматургии – от античности до творчества современных драматургов.

В книге «Трагедии и комедии. Этюды по истории английской драмы. Е. Н. Чернозёмовой и А. Л. Штейна сводятся воедино «драматические ходы, сквозные темы и образы, бытовавшие на английской сцене в течение столетия от рубежа XVI–XVII веков до рубежа XVII и XVIII веков. Авторам представлялось интересным проследить, как драматургия шекспировской эпохи создала свой, ни с чем не сравнимый колорит, и что оказалось воспринятым и продолженным на новом этапе её развития после открытия театров в эпоху Реставрации» (стр. 6). Доходчивое изложение материала (от драм Джона Лили до «Школы злословия» Ричарда Шеридана) соединяется в монографии с интересным и оригинальным анализом драматических текстов.

Наиболее изучаемый драматург мирового театра – Уильям Шекспир. Невозможно даже приблизительно подсчитать количество книг и статей, посвященных его жизни и отдельным проблемам его творчества. Одним из наиболее значительных исследований на русском языке является книга Л. Е. Пинского «Шекспир». Это серьёзная аналитическая работа выдающегося советского исследователя литературы эпохи Возрождения, в котором представлен поэтапный анализ творческого пути драматурга и поэта. По мнению литературоведа, многое в его произведениях определяет выбор жанра, в зависимости от которого может меняться мировосприятие и поэтика его пьес. Важную роль в концепциях Пинского составляет представление о магистральных для эпохи Возрождения сюжетах; исходя из этого, Пинский рассматривает пьесы Шекспира как величайшее выражение самой сути этики и эстетики Возрождения.

Подробный и обстоятельный анализ творчества драматурга можно найти также в книге А.А. Аникста «Шекспир. Ремесло драматурга», где рассматривается эволюция драматической манеры великого английского поэта. Загадки величайшей из трагедий Шекспира – «Гамлета» – раскрываются в подробной монографии А.А. Аникста «Трагедия Шекспира «Гамлет».

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Закаливание солнцем
Производится посредством солнечных ванн, точнее, воздушно-солнечных, так как при этом на организм действуют оба этих фактора. В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воздействуют на развитие детского организма, улучшают дыхание и кровообращение, повыш ...

Почему оригами нравится учителям и детям
– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! – Для занятий нужна только бумага и ваши знания! – С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть – Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей – ...

Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...

Навигация