Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов

Материалы о педагогике » Изучение зарубежной драматургии на уроках иностранного языка в 9 класс средней образовательной школы » Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов

Страница 3

В книге В. А. Лукова «Французская драматургия. Предромантизм, романтическое движение» исследуются пути развития французской драматургии с конца XVIII века до 1830-х годов. Подробно охарактеризован вклад в развитие драматургических жанров многих выдающихся писателей: таких, как Жан-Жак Руссо, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Альфред де Виньи, а также ряда малоизвестных современному читателю и зрителю драматургов. Показана решающая роль драматургии романтического движения, как и писателей реалистической ориентации в теоретической и практической подготовке реформы французской драмы. Автор рассматривает романтическую драму в качестве переходного этапа от классицизма к реализму в драматургии, представленному драмами великого Оноре де Бальзака.

Наиболее значимая на русском языке книга о творчестве Виктора Гюго – «Виктор Гюго. Очерк творчества» М. С. Трескунова, где предлагается подробный анализ драматического творчества и эстетических воззрений создателя знаменитого предисловия к трагедии «Кромвель», драм «Эрнани» и «РюиБлаз». В книге подчёркивается новаторская сущность драматических произведений Виктор Гюго, подчёркнувшего теоретически и практически свой разрыв с традицией классицистической драматургии.

В книге Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии» можно найти обширный материал по немецкой романтической драме (Людвиг Тик, Генрих фон Клейст), ставшей одной из форм литературной практики представителей йенского и гейдельбергского этапов немецкого романтизма. В своём анализе творческого метода Тика-драматурга автор выявляет тенденциозную сторону его творчества, связанную с пародийным по отношению к существующей театральной традиции содержанием комедий немецкого драматурга. В творческом наследии Клейста важным оказывается его самобытность, неповторимость, спорные для современников драматурга стороны его творчества – представление о хаотичности мироздания, экспрессивность, мрачный пессимизм.

О драматической поэзии Джорджа Гордона Байрона можно прочитать в изданиях: «Байрон» А.А. Елистратовой и «Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788–1824» А. С. Ромм. Драмы Байрона, как и его поэмы, выражают бунтарские настроения их создателя – одного из выдающихся представителей английского революционного романтизма. В анализе его лучших драм – «Манфреда» и «Каина» – выявляется самобытность новаторской романтической поэтики, смело создаваемой поэтом в драматическом искусстве с сознательной ориентацией на достижения Гёте.

В книгах В. Г. Адмони «Генрик Ибсен. Очерк творчества», Х. Хейберга «Генрик Ибсен», Г. Н. Храповицкой «Ибсен и западноевропейская драма его времени» освещаются наиболее значимые проблемы драматического творчества великого норвежского драматурга, оказавшего значительное влияние на историю европейской драмы. Творчество Ибсена разделяется на периоды, каждый из которых обладает своими формальными, поэтическими и содержательными особенностями; при этом, сколько ни изменялся творческий метод драматурга, его творческий путь связан единым смысловым стержнем – нравственными проблемами и идеями, важными для драматурга. Подчеркнём важность контекстуального подхода, осуществлённого в книге Г. Н. Храповицкой: творчество Ибсена стало той разделительной гранью, которая размежевала романтический пафос и мелодраматический реализм пьес середины XIX века и того взлёта драматического искусства, которым характеризуется состояние европейской культуры на рубеже XIX–XX веков.

Творчество Ростана освещено в недавно вышедшей книге В. А. Лукова «Эдмон Ростан». В книге подчёркивается полемичность творчества драматурга-неоромантика по отношению к реалистической и натуралистической драме его времени. Выявляется связь творческого метода Ростана с традициями романтической драматургии, освещается эволюция творческого метода драматурга.

Достаточно полно исследовано и творчество Бернарда Шоу. Здесь следует упомянуть небольшую книгу А. А. Аникста «Бернард Шоу (к столетию со дня рождения)», где даётся краткий, но серьёзный обзор творчества драматурга. Значительно более обстоятельна книга П. С. Балашова «Художественный мир Бернарда Шоу», где представлен подробный литературоведческий анализ его пьес. Жанр интеллектуальной драмы, созданный драматургом, меняет, по мнению автора, традиционную поэтику театральной пьесы, даёт автору возможность столкнуть на сцене противоположные интеллектуальные концепции, превратив пьесу в философский полилог. Отсюда вытекает и особая поэтика пьес Шоу, где характеры зачастую несут в себе идейное наполнение – и все пространство пьесы подчиняется интеллектуальному замыслу автора. В книге А.Г. Образцовой «Бернард Шоу и театральная культура на рубеже 19–20 веков» творчество драматурга рассматривается в контексте театральных явлений его времени; Шоу как один из крупнейших реформаторов театра представлен в окружении других выдающихся деятелей драматического искусства своего времени.

Творчество писателей XX века, близких к социалистическому лагерю или поддерживавших социалистические идеи, довольно подробно исследовалось в советском литературоведении. В частности, творчеству чешского фантаста Карела Чапека было посвящено немало исследований, среди которых книги И. А. Бернштейн «Карел Чапек. Творческий путь», О. М. Малевич «Карел Чапек. Критико-биографический очерк», С. В. Никольского «Карел Чапек – фантаст и сатирик». В них драмы Чапека рассматриваются как самобытная попытка создать поэтику гротескно-фантастического театра. Подробно освещаются нравственные и идейные поиски чешского драматурга, приведшие его в лагерь социалистов. При анализе пьес «R.U.R.», «Средство Макропулоса», «Из жизни насекомых» основное место уделяется идейной позиции ироничного автора псевдофантастических пьес, в которых ирреальная ситуация лишь подчёркивает противоречия жизни вокруг и внутреннего мира человека.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте
На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее с ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Навигация