Целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова, ибо под литературным образованием понимается освоение литературы, как искусства слова. Поэтому задача каждого отдельного курса или раздела литературного образования в школе должна быть определена как формирование эстетического вкуса –формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и к искусству.
Обновление содержания литературного образования и определило поиски современных форм и методов организации учебного процесса на уроках литературы. В методике преподавания литературы, в практике работы учителей-словесников значительное внимание уделяется эмоционально-художественному развитию школьников, формированию знаний и умений, определяющих их самостоятельную ориентацию в мире всемирной литературы.
Актуальность. Обогащение литературного образования именно за счет драматических произведений представляется актуальной задачей, стоящей перед современным учителем-словесником. Задача последнего – не заменить собою театр, не оградить школьников от возможных «нежелательных» театральных или телевизионных впечатлений, а стать проводником в мире театра, помочь полюбить его, разобраться в нем, найти верный путь постижения подлинного авторского замысла.
Объектом исследования является методическая модель изучения зарубежных драматических произведений учащимися 9 классов.
Предмет исследования – процесс изучения учащимися 9 классов драматических произведений зарубежных авторов.
Цель данного исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании условий интеллектуального развития учащихся 9 классов, разработке методов и приемов изучения драматических произведений зарубежных писателей. Цель исследования определяет следующие задачи:
• определить теоретико-методологические основы методической модели изучения драматических произведений;
• разработать различные типы диагностических срезов, с тем чтобы констатировать уровень художественно-интеллектуального развития школьников и степень их психолого-возрастной готовности к восприятию и интерпретации драматических произведений;
• разработать систему методов и приемов изучения драматического произведения с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, рассчитанных на углубление представления о понятиях «вечный сюжет», «вечный образ» и развитие способности к пониманию сценической интерпретации и переосмыслению классических сюжетов, а также способности к собственной интерпретации;
• осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой в работе методической модели изучения зарубежных драматических произведений в 9 классах.
Теоретической базой исследования послужили работы Л. С. Айзермана, Е. А. Акуловой, Г. И. Беленького, М. А. Беляева, О. Ю. Богдановой, Н.А. Демидовой, Т. С. Зепаловой, С. А. Зинина, Н. И. Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, М. А. Рыбниковой, З. С. Смелковой, М. А. Снежневской, С. И. Юзбашева, и др.
Материалом исследования послужили исследования по проблемам специфики литературы как вида искусства в ее родовой природе, труды по теории и истории зарубежной литературы и театра, достижения филологической науки в области исследования драмы, работы психологов, посвященные проблеме восприятия драматического произведения, работы методистов по проблеме преподавания драматургии на уроках литературы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методыисследования:
• изучение литературоведческой, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• анкетирование и опрос учителей и учащихся, анализ работ учащихся;
• моделирование различных форм работы по изучению драматических произведений;
• педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез);
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии освоения драматического наследия всемирной литературы школьниками 9 классов; разработана система форм и методов проведения урока литературы, стимулирующих творческое освоение художественного произведения; осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование методической модели изучения драматических произведений зарубежных авторов. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы (в 9 классах), в организации дополнительного образования школьников (организация работы литературных и театральных кружков и секций, подготовка различных внеурочных мероприятий), в вузовских лекциях по методике преподавания литературы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, приложение и список использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы и актуальность выбранной для исследования проблемы, определяются объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрываются теоретическая и практическая ценность полученных результатов.
Материалы по педагогике:
Геоэкологическое образование в педагогическом
процессе
Знания в области геоэкологии чрезвычайно разнообразны и многослойны: от конкретных сведений, призванных удовлетворять запросы повседневной практики природопользования, до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Вот почему задача выработ ...
Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном
процессе
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздейст ...
Двуязычие в детском возрасте
Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Чтобы оба языка были представлены в жизни ребенка равномерно, родителям рекомендуют говорить между собой на языке, отличающемся от языка окружения. Иногда, правда, кто-то из родителей не говори ...