Воздействие искусства и литературы на формирование характера человека, на его мировоззрение, жизненные установки, сущностные особенности художественного восприятия – проблема как искусствоведческая, так и психологическая. Исследование восприятия драматического произведения учащимися средней школы имеет два аспекта: собственно специфика восприятия драматического произведения и возрастные особенности подростков 15 лет, которые определяют критерии отбора тех путей и методов, что позволят в процессе изучения драматических произведений на уроках литературы в 9 классах сформировать восприятие искусства драматургии, подготовить учащихся к чтению драматических произведений.
Возрастные особенности учащихся 9 классов. Важное условие эффективности изучения драматических произведений в 9 классах – учет возрастных особенностей учащихся при выборе тех или иных методов подачи материала, приемов изучения текста. Период от 14 до 15 лет в возрастной психологии рассматривается как отрочество и объединяет младший подростковый и средний подростковый возраст.
Опираясь на исследования психологов, изучавших эти возрастные периоды в разных аспектах (работы Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. Г. Жабицкой, А. В. Захаровой, И. С. Кона, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьева, Н. Д. Молдавской, Е. А. Шумилина, и др.), мы выделяем основные особенности отрочества, которые необходимо учитывать в процессе формирования у школьников восприятия художественного текста, в частности, драматического произведения (интеллектуальное развитие, становление личности, способность к обобщениям, межличностные отношения).
В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. В подростковом возрасте сначала утверждается такой вид обобщения, который Л. С. Выготский назвал предпонятием, а затем начинается период собственно понятия, когда обобщение производится на основе анализа внутренних качеств познаваемого объекта, его сущностных связей. Возраст ранней юности с этой точки зрения – возраст развитого в достаточной мере понятийного мышления, когда старшим школьникам доступны теоретические обобщения и научное мышление как таковое (в отличие от эмпирического).
В период обучения в средней школе школьники проходят несколько ступеней психологического развития, определяющих специфику восприятия ими литературы и как следствие – особенности методики работы в 9 классе.
Возраст 14–15 лет (9 класс) определяется в психологии как ранний юношеский. Считается, что к этому периоду общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Именно поэтому курс формирования знаний и навыков творческого чтения к этому времени должен быть завершен, а не только начинаться, как это предлагается в традиционных программах по литературе. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, когда уже представляется сложным вовлечь всех учащихся класса в сложный мир драматического искусства – слишком сильны приоритеты выбранных специальностей. Данные возрастные особенности позволяют предположить, что эффективными приемами и методами работы станут такие, при которых учебное занятие строится на принципе дифференцированного подхода, создаются благоприятные условия для самореализации учащихся в самостоятельной деятельности.
Данные базовые определения возрастной специфики учащихся 9 классов стали основой нашего практического исследования готовности подростков 14–15 лет к работе с художественными произведениями зарубежной драматургии, а также степень ознакомленности школьников с драматическими произведениями зарубежных авторов. Для его проведения для учащихся были подготовлены анкета и задания, выявляющие уровень художественно-интеллектуальной готовности школьников к анализу и интерпретации драматических произведений. Всего в процессе проведения экспериментальной работы было охвачено 30 учащихся. Базой проведения данного исследования стала СОШ № 23 г. Южно-Сахалинска.
Материалы по педагогике:
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально - стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются раз ...
Построение и структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается ...
Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...