Другой причиной близости драматической формы для ребенка Л. С. Выготский называет связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, пишет Л. С. Выготский, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Психолог особо выделяет именно эту ценность драматического творчества школьников: возможность участия во всех этапах подготовки сценического действия от создания сценария до изготовления бутафории и декораций. Таким образом, раскрывается новый аспект исследования этого вопроса. Игра – жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру мы можем рассматривать как первичную драматическую форму. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, – его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения психики. Именно поэтому многие методисты обращаются к разработке методов использования инсценировки на уроках изучения драматических произведений (М. А. Рыбникова, Н. И. Кудряшев, Т. С. Зепалова и др.)
Таким образом, работа с драматическим произведением тем продуктивнее, чем ближе формы и методы учебной деятельности к реальным формам и методам сценического воплощения пьесы. «Специально организованная работа над текстом необходима, чтобы при чтении драматического произведения ученик не только представлял себе обстановку действия, внешние передвижения актеров по сцене, но и слышал в репликах, монологах и диалогах живого человека, борющегося и страдающего, любящего и ненавидящего, замечал скрытые движения чувства, умел соотносить слова героя с его поступками,» – пишет в своем исследовании восприятия драматического произведения школьниками Н. Д. Молдавская. Она отмечает также, что такая работа может привести к желаемым результатам только тогда, когда будут тщательно изучены и учтены возможности читателей и специфические жанровые и стилевые особенности читаемого произведения. Полностью разделяя данную точку зрения, мы поставили перед собой цель констатирующего этапа практической части исследования, которые определила необходимость изучения возрастной, психологической и интеллектуальной готовности современных учащихся 9 классов к различным видам работы с текстом драматического произведения и его интерпретациями.
Материалы по педагогике:
Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...
Физиология и психология выразительной речи и чтения
Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию, - вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые советские методисты считали, что всех учащихся следует обучать только логическому («толковому») чтению, а эмоционально-образному лиш ...
Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...