Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывает, проектирует.
От подготовки учителя к занятиям в решающей мере зависит качество урока. Можно сказать, что при слабой подготовке учитель сбивает дыхание «еще на старте», обрекая учебно-воспитательный процесс на самотек и стихийность.
Подготовка учителя к занятиям в решающей мере непосредственно никем не нормируется и не контролируется. Время, необходимое для подготовки к занятиям, зависит от сложности предстоящего занятия, от того насколько освоены учителем применяемые им формы, методы и средства труда, насколько благоприятны условия деятельности, как ученики относятся к учителю.
По уровню подготовки к занятиям учителей можно условно разделить на три группы.
Первая группа учителей имеет определенную систему работы. Подготовку к занятиям они ведут в широком плане, то есть изучают не только все ценное по своему предмету, но используют и все новое в педагогике, психологии, методике и НОТП. У них к каждому занятию есть много заготовок, остается лишь отобрать нужное.
Учителей второй группы объединяет то, что к каждому учебному занятию или воспитательному мероприятию они стремятся совершенствовать свою подготовку, но без определенной системы.
К третьей группе относятся учителя, которые особенно не утруждают себя подготовкой к урокам. Накопив определенный опыт, они делают попытки совершенствоваться однако не столько в период подготовки, сколько в процессе занятия с учащимися. У них процесс подготовки к занятиям обычно состоит из беглого просмотра программы, учебника, пособий, переписывания прошлогоднего плана. В результате вырабатывается шаблон, не позволяющий учителю расти и совершенствоваться.
Есть среди учителей и такие, которые работают неровно. В разное время они занимают место в разных группах, но более тяготеют к промежуточному. Важно одно: среди них мало учителей, система подготовки к занятиям, которых отвечала бы требованиям НОПТ.
Итак, рассмотрим, что значит подготовиться к занятиям в соответствии с требованиями НОПТ. Главное, сводится к тому, чтобы осмыслить важнейшие идеи и принципы научной организации педагогического труда, сформировать четкий режим дня, выделить в режиме труда и отдыха наиболее «творческие часы» для подготовки к занятиям. Недоработка в этом звене оборачивается огромной потерей времени, заметным уроном в деле воспитания.
Важно, чтобы у педагога и в школе, и дома была благоприятная обстановка, имелись хорошо организованное рабочее место, достаточная для подготовки к занятиям личная библиотека. Не менее важна психологическая подготовка учителя, которая во многом предопределяет успех процесса труда и его конечный результат.
В любой педагогической деятельности, в том числе и в подготовке педагога к занятиям, следует выделить следующие действия: ориентировочные, исполнительские и оценочные.
Готовясь к завтрашним урокам, учителю необходимо, учителю необходимо четко и ясно сформулировать цель и задачи деятельности, выбрать целесообразные методы и средства, предусмотреть создание благоприятных условий труда. На ориентировочном этапе подготовки к занятиям важно найти ответы на следующие вопросы: что сделать, каким образом достичь целей. Какими методами и средствами воспользоваться. При каких условиях применять.
Материалы по педагогике:
Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...
Методические
приемы, используемые при изучении темы «Бактерии»
При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что эта группа организмов существенно отличается от растений, животных и грибов. Бактерии очень малого размера, не имеют ядерной оболочки, настоящего ядра, поэтому их относят к ядерным организмам. Основное внимание при этом должно быть сос ...
Анализ опытно-экспериментальной работы
Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной п ...