Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией » Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора

Страница 1

Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения.

В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направления работы: для детей 3 уровня - подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения 1-2 раза в неделю, для детей 2 уровня - подгрупповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю, для детей 1 уровня - индивидуальные занятия 3 раза в неделю.

Основными задачами логопедической работы на занятиях являлись:

1. развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия;

2. проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата;

3. устранение неправильного звукопроизношения;

4. развитие связной речи.

Развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия осуществлялось в процессе специальных игр и упражнений сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводится в самостоятельную речь).

Для выработки четких артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков, нами проводилась артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения см. в приложении). Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены и тех, которые будут использоваться для постановки конкретных звуков.

Устранение неправильного звукопроизношения и развитие связной речи осуществлялось на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание на данных занятиях мы уделяли использованию детского фольклора: пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. Эти произведения, на наш взгляд, служат приемом, побуждающим детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, обостряющим наблюдательность при закреплении знаний; могут использоваться как игровой (занимательный материал), отвечающий возрастным потребностям детей. Коррекционные занятия длятся 15-20 минут. Речевые упражнения (загадки, пословицы, чистоговорки, скороговорки и др.) использовались на различных этапах занятия: психологический настрой, сообщение темы занятия, характеристика звука, автоматизация (дифференциация) в слогах, словах, связной речи, на этапе постановки звука. При этом обращалось внимание детей на громкость и темп речи, на честность и ясность произнесения слов (фраз), на правильность произнесения звуков.

Занятия строились таким образом, чтобы дети имели возможность поупражняться в правильном произношении сложных звуков сначала в изолированном виде, а затем и в связной речи, учились в нужный момент изменять громкость голоса и темп речи, пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной, восклицательной интонацией. Последние умения требуются для построения связного высказывания. Также на занятиях детям предлагалось произносить короткие рифмованные тексты не только четко и внятно и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы:

-доступность содержания детям дошкольного возраста;

-познавательная и нравственная значимость;

-возможность совершенствования на их основе речевых умений, в том числе правильного звукопроизношения.

Особое внимание мы уделяли использованию на логопедических занятиях скороговорок и чистоговорок. Они способствуют формированию четкого произношения, умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Методика работы со скороговоркой заключалась в следующем: сначала ее произносил логопед, а дети внимательно слушали. Затем они повторяли скороговорку очень медленно, но не по слогам, постепенно убыстряя темп. На занятия мы старались подобрать скороговорки и чистоговорки так, чтобы они были максимально насыщены закрепляемым (дифференцируемым) звуком.

Интересные возможности представляет работа со считалками, то есть короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Соревнования в «сказывании» считалок на занятиях развивали у детей артистизм, заставляли разучивать больше стихотворений и тем самым развивали память, вырабатывали чувство ритма.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...

Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные из ...

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Пониман ...

Навигация