Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией » Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора

Страница 2

Использование загадок на занятиях способствуют обогащению и активизации словаря; они могут стать исходным материалом для знакомства с окружающим миром.

При работе с загадками нами уделялось много времени процессу отгадывания: дети должны были поочередно сопоставлять разные и в то же время близкие предметы, выделять в них схожие признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.

Чтобы отгадать загадку, дети осуществляли ряд операций:

1. выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта (анализ);

2. сопоставление и объединение этих признаков для выявления возможных связей между ними (синтез);

3. на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадывание загадки (умозаключение).

Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение. Чтобы побудить детей к нему, мы на занятиях выясняли, каким путем они шли, отгадывая загадку. Для этого ребятам предлагалось ответить на вопросы: «Как вы догадались? Почему вы так решили?». Дети (в силу возрастных особенностей) сразу начинали объяснять отгадку, которая потом подтверждалась перечислением признаков предмета.

Тем самым, загадки способствовали развитию логического мышления, внимания, памяти, а также связной речи.

Мы рассказали о работе с некоторыми видами детского фольклора (систему занятий см. в приложении 7). Кроме проведения занятий, нами осуществлялось взаимодействие с другими специалистами: педагогом-психологом, музыкальными руководителями, воспитателями, которые также в своей работе использовали произведения детского фольклора (причем те, с которыми дети уже познакомились на логопедических занятиях).

Работа с родителями заключалась в закреплении изученных скороговорок, загадок, пословиц и поговорок, чистоговорок и так далее.

Также родителям необходимо было ежедневно проводить артикуляционную гимнастику для выработки четких артикуляционных движений.

Таким образом, логопедическая работа по коррекции нарушенного звукопроизношения включала в себя:

-совершенствование слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

-развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

-устранение неправильного звукопроизношения.

От того, насколько успешно и своевременно будет исправлено нарушенное произношение звуков, в значительной степени зависит качество дальнейшего обучения ребенка.

По завершении этапа формирующего эксперимента перед нами встала задача изучения эффективности системы коррекции нарушенного звукопроизношения средствами детского фольклора, которая использовалась нами в работе с дошкольниками, имеющими дислалию.

Результаты итогового эксперимента представлены в пункте 3.3. данной главы.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...

Ретроспективный анализ становления принципа наглядности
Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Навигация