Таким образом, анализ таблицы показал, что в экспериментальном классе динамика роста сформированности познавательного интереса выше, нежели в контрольном. В общей сложности удалось повысить уровень сформированности познавательного интереса у 3 учеников. В контрольном классе за этот же период времени удалось повысить уровень познавательной активности у 1 ученика.
Результаты исследования показали, что в ходе эксперимента апробированные нами методы и приемы оказались эффективными.
Следовательно, выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами предположение, оказалось верным. Итак, если в процессе обучения младших школьников использовать в своей педагогической деятельности воспитательные мероприятия как метод, то это будет способствовать эффективности сформированности познавательного интереса.
Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Желтый Яр» в 3 - экспериментальном классе в количестве 9 человек и на базе МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Найфельд» в 3 - контрольном классе в количестве 15 человек.
На первом этапе исследовательской работы была выявлена значительная разница в уровнях сформированности познавательного интереса в экспериментальном и контрольном классах. Общий уровень сформированности познавательного интереса в экспериментальном классе был ниже, чем в контрольном. Однако, большая часть учащихся, как в экспериментальном классе, так и в контрольном, находятся на среднем уровне сформированности самостоятельной читательской деятельности.
На формирующем этапе эксперимента нами была выдвинута гипотеза о том, что если в процессе обучения младших школьников использовать в своей педагогической деятельности воспитательные мероприятия как метод, то это будет способствовать эффективности сформированности познавательного интереса.
На контрольном этапе исследования были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе, но с измененной формулировкой задания.
После проведенной диагностики мы увидели, что в экспериментальном классе динамика роста сформированности познавательного интереса выше, чем в контрольном. Проанализировав результаты контрольного эксперимента на подтверждение выдвинутой нами гипотезы, мы пришли к выводу, что если в процессе обучения использовать внеклассные мероприятия, то это будет способствовать формированию познавательного интереса школьников.
Целью нашего исследования являлось обосновать педагогические пути и условия формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов в процессе внеучебной воспитательной работы с ними.
Для достижения поставленной цели был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, на основе которого были определены понятия «познавательный интерес» и «коллективное воспитательное дело».
Учитывая критерии познавательного интереса, были подобраны методы исследования:
1. Беседа с учителем.
2. Анкетирование по методике Г.И. Щукиной.
3. «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).
Используя данные методики, было проведено экспериментальное исследование среди учащихся 3 классов. Которое включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из полученных результатов на констатирующем этапе, мы пришли к выводу, о том, что необходимо подобрать комплекс методов и приемов, с помощью которых можно повысить эффективность формирования познавательного интереса учащихся. Основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся. В зависимости от того, как организованно познавательная деятельность, решается судьба интереса. Наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не « преподносит », не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся.
Материалы по педагогике:
Организация и методы экспериментального исследования
На современном этапе применение концепции коммуникативного обучения иностранным языкам является наиболее актуальной. Современные перспективы развития экономики и социальной сферы ставят на первый план формирование у учащихся и выпускников творческого и системного мышления, языковой и коммуникативно ...
Методические рекомендации при обучении технике бокса
Знания личностных особенностей своих воспитанников позволяет в ходе применения личностно ориентированного подхода создавать наиболее благоприятные условия обучения. Информация о личностных характеристиках детей помогает, прежде всего, осмыслить пути решения исправления двигательных ошибок при освое ...
Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
необходимо определить, что представляет собой отношение в современных условиях. На психологическом уровне проблема отношений детально рассматривается В.Н Мясищевым, который пишет, что отношение – сознательная и активная система временных связей человека с окружающей действительностью. Отношение - ф ...