Цель контрольного этапа - определить эффективность методов и приемов формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе.
На контрольном этапе для диагностики уровня сформированности познавательного интереса учащихся определялся тем же критериям, что и на начальном этапе.
Контрольный этап исследования проводился через восемь недель после начальной диагностики по уровню сформированности познавательного интереса у учащихся 3 классов.
На данном этапе мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ продуктов деятельности учащихся (сочинение на тему: " Почему я люблю ходить в школу ").
2. Анкетирование учащихся Г. И. Щукиной.
I. Мини – сочинение на тему: «Почему я люблю ходить в школу».
Цель – определить интересы учащихся.
Проанализировав сочинения учащихся, мы пришли к следующим выводам:
- Познавательная активность учеников повысилась.
- У учащихся расширился круг занятий по интересу.
- При организации и проведении внеклассных мероприятий стали более активны.
II. Анкетирование по методике Г. И. Щукиной.
Цель анкетирования – выявить уровень познавательного интереса у учащихся 3 класса на контрольном этапе.
Учащимся предлагалось 5 вопросов, каждый из которых раскрывал один из критериев уровня сформированности познавательного интереса.
(приложение 1)
В соответствии с инструкцией, учащимся необходимо было ответить на 5 вопросов, выбрав один из трех вариантов ответа. Ответы учащихся оценивались в баллах:
- ответы группы «А» - 3балла
- ответы группы «Б» - 2 балла
- ответы группы «В» - 1 балл.
В соответствии с количеством баллов выделяются три уровня развития познавательной активности.
Высокий уровень – 15-18 баллов: высокая познавательная активность; увлеченный процесс самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.
Средний уровень – 10-14 баллов: познавательная активность, требующая побуждений учителя; зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи.
Низкий уровень – 6-9 баллов: познавательная инертность; мнимая самостоятельность действий; полная бездеятельность при затруднениях.
По результатам контрольного эксперимента учащиеся были распределены по вышеуказанным уровням, данные которых отражены в таблице №2.
Таблица №2. Сравнительный анализ уровней сформированности познавательного интереса у учащихся 3 классов на контрольном этапе
Уровни сформированности познавательного интереса |
Класс | |||
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Высокий |
4 |
44% |
6 |
40% |
Средний |
3 |
33% |
7 |
47% |
Низкий |
2 |
23% |
2 |
13% |
Материалы по педагогике:
Совместное обучение в современной школе
Многое в школьном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели, содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях, - традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике об ...
Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...
Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10–11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5–8 классов. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реаль ...