Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста

Страница 1

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В каких же формах осуществляется работа по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста. Какие методы используются в работе по формированию дружеских отношений у старших дошкольников с опорой на сказку? Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Самым целесообразными формами и методами в плане формирования дружеских взаимоотношений у детей, на наш взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с песенками. Целесообразно предложить детям выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказки.

Осознание сказочных образов и появление стремления подражать им — путь к приобретению нравственных привычек и воспитанию нравственных убеждений.

Необходимым условием использования сказки в формировании дружеских отношений у детей является органическая связь чтения сказок с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При определении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений.

Существует определенная зависимость между восприятием морали сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества и поступки сказочных героев соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и разнообразнее, и наоборот.

Из этого различия восприятия сказки с моральным содержанием в зависимости от взаимоотношений детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея сказки, ее образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально-эстетическую оценку народной сказки, подводить детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов. Если же у детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью народной сказки, важно помочь им осмыслить моральную идею произведения и через восприятие сказочных образов подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не допуская излишнего морализирования.

При использовании народных сказок нельзя ограничиваться эпизодическим чтением. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения народных сказок на одну моральную тему. Тогда влияние народной сказки будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его поведение.

Большое значение при использовании народной сказки с целью формирования дружеских отношений детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чтение нескольких сказок и требуют наряду с выразительным чтением применения дополнительных приемов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей народной сказки и моральных проявлений детей.

Чтение народных сказок на занятиях должно дополняться чтением помимо занятий. Важно связать сказочные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из сказочного произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методы и приемы работы с письменными произведениями
В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений. В обучении письму можно выделить три этапа: 1 овладение графикой; 2 освоение структурных моделей, моделей предложений; 3 овладение письменной речью как сред ...

Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа
В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независи ...

Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...

Навигация