В выборах девочек обеих категорий семей присутствуют не только женские выборы, но и мужские. Заметим, что девочки из полных семей в большей мере склонны к приписыванию себе мужских качеств. Есть вероятность того, что так происходит потому, что в семье они воспитываются и матерью, и отцом. Возможно, девочки выбрали для себя некоторые отцовские качества.
У мальчиков из неполных и полных семей выборы различны. Мальчики из неполных семей делают меньше выборов в пользу мужских качеств, нежели мальчики из полных семей (77% и 87%). Можно предположить, что мальчики, воспитывающиеся в семье, где есть отец, имеют представление о его поведении, о качествах, поэтому на основе данного образа они и приписывают для себя большее количество мужских качеств.
Что касается мальчиков из неполных семей, то можно отметить, что они в большей мере приписывают себе женские качества (23%). Вероятно, воспитываясь одной матерью, мальчики в ходе процесса идентификации имеют склонность копировать женское поведение, женские качества.
Мальчики из полных семей видят в себе меньшую долю женских качеств (13%). Больший акцент в их случае падает на выбор мужских качеств. Мы предполагаем, что немалую роль здесь играет влияние на воспитание отца.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что специфика полоролевой идентичности младших школьников из полных и неполных семей различна.
Дети из неполных семей, в частности девочки, преимущественно выбирают для себя женские качества, но приписывают и мужские.
Мальчики из неполных семей выбирают для себя преимущественно мужские качества, но доля женских выборов у них больше, чем у мальчиков из полных семей.
Девочки из полных семей в большинстве случаев выбирают для себя женские качества, но имеют склонность приписывать себе мужские качества даже в большей мере, чем девочки из неполных семей.
Мальчики, воспитывающиеся в полной семье, главным образом делают мужские выборы, но в их выборах присутствует и доля женских качеств, но меньше, чем у мальчиков из неполных семей.
Для выявления гендерных представлений детей из неполных и полных семей, а именно оценки качеств, которыми должны обладать женщина и мужчина, мы использовали методику оценочных шкал. Результаты исследования приведены в Приложении 3, таблице 4, на рисунках 5 и 6.
Таблица 4. Гендерные представления детей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочных шкал
Испытуемые |
Оценочные шкалы |
Среднее значение |
Общее среднее значение | |
Девочки |
Мальчики | |||
Младшие школьники из неполных семей |
Трусливый – смелый |
54,2 |
54,6 |
54,4 |
Слабый – сильный |
55,4 |
54,6 |
56,7 | |
Заботящийся о себе – заботящийся о других |
56,9 |
61,5 |
59,2 | |
Грубая – нежная |
18,1 |
58,5 |
53,3 | |
Молчаливая – разговорчивая |
51,4 |
60 |
55,7 | |
Искренняя – скрытная |
41,8 |
25,3 |
33,5 | |
Младшие школьники из полных семей |
Трусливый – смелый |
59,6 |
56,5 |
58 |
Слабый – сильный |
53,8 |
58,4 |
56,1 | |
Заботящийся о себе – заботящийся о других |
55,5 |
46,8 |
51,1 | |
Грубая – нежная |
53,2 |
53,8 |
53,5 | |
Молчаливая – разговорчивая |
6,2 |
50 |
48,1 | |
Искренняя – скрытная |
21,4 |
22,5 |
21,9 |
Материалы по педагогике:
Методика обследования речи детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовит ...
Использование мультимедиа курсов в учебном процессе
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...
Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у
дошкольников со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: 1) стволовыми, вызывающими вялый и спастически ...