В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи.
1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.
2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических колледжей.
Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №2 города Тотьма и МОУ «Начальная школа – детский сад» поселка Текстильщики в сроки с 11.01.2010 по 13.02.2010 года.
В исследовании принимали участие учащиеся 3–4 классов в возрасте от 9 до 10 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети из неполных семей, а в контрольную – дети из полных семей. Характеристика выборки представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика выборки
Испытуемые |
Полные семьи |
Неполные семьи |
Общее количество |
Мальчики |
12 (20%) |
20 (33%) |
60 (100%) |
Девочки |
18 (30%) |
10 (17%) |
Таким образом, и в экспериментальную и контрольную группы вошло по 30 человек. Общее количество девочек, вошедших в группу, состоящую из детей из полных семей, составило 18 человек, мальчиков – 12. В группе, куда вошли дети из неполных семей, число девочек составляет 10 человек, а мальчиков – 20. Все дети экспериментальной группы воспитываются одной мамой.
В качестве основного метода при проведении исследования мы использовали опрос, т. к. столкнулись с проблемой отсутствия тестов по данной проблеме. Для выявления гендерных представлений детей мы применили следующие опросные методики.
1. Выбор качеств.
2. Интервью полоролевой идентичности.
3. Оценочные шкалы.
Перечень личностных качеств, из которых дети делали выбор, а также оценочные шкалы были разработаны нами. Они представлены в Приложениях 4 и 6.
Этапы исследования.
1. Подготовительный этап: планирование исследования, формирование выборки (определение экспериментальной и контрольной групп), подбор основных процедур сбора и анализа данных.
2. Основной этап: сбор данных на основе использования выбранных процедур.
3. Заключительный этап: обработка и анализ результатов, формулировка выводов и рекомендаций.
Для диагностики гендерных представлений мы использовали несколько методик. Одной из основных методик является методика выявления гендерных представлений при помощи выбора личностных качеств. Ее результаты представлены в Приложении 1, таблице 2 и на рисунках 1 и 2.
Таблица 2. Гендерные представления детей из неполных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств
Испытуемые |
Выбор качества |
Гендерные представления детей | |||||
О женщинах |
О мужчинах | ||||||
Д |
М |
Всего |
Д |
М |
Всего | ||
Младшие школьники из неполных семей |
М |
12 (24%) |
16 (16%) |
28 (18%) |
20 (40%) |
31 (31%) |
51 (34%) |
Ф |
20 (40%) |
26 (26%) |
46 (30%) |
10 (20%) |
18 (18%) |
28 (18%) | |
А |
28 (56%) |
48 (48%) |
76 (50%) |
30 (60%) |
41 (41%) |
71 (47%) | |
Младшие школьники из полных семей |
М |
3 (3%) |
2 (3%) |
5 (3%) |
44 (49%) |
28 (47%) |
72 (48%) |
Ф |
46 (51%) |
31 (51%) |
77 (51%) |
4 (4%) |
5 (8%) |
9 (6%) | |
А |
46 (51%) |
22 (37%) |
68 (45%) |
47 (52%) |
22 (37%) |
69 (46%) |
Материалы по педагогике:
Принципы классификации электронных средств учебного
назначения
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: программно-методические (учебные планы и учебные программ ...
Основные факторы, определяющие деятельность учащихся
Начнем разговор с семьи и ее социального окружения. Ныне основная масса родителей – это образованные люди, имеющее как правило среднее или высшее образование. Выросли материальная обеспеченность и социальное благополучие каждой семьи. Большая роль отводится в деле воспитания трудовым коллективам и ...
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...