Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам.
Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты:
Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка – 8 (28,6%) ребят. Выделили две ситуации 6 (21,4%) детей с неправильными поступками ("пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки") и 2 (7,2%) – выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети не очень хорошо знакомы с нравственными нормами.
На вопрос – "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
"здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" - 12 (42,8%)
"нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" – 12 (42,8%)
"нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу" 8 (28,6%)
"за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок" - 12 (42,8%), "за столом нельзя вертеться" (про извиниться – не сказал) – 1 (3,57 %)
"сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" – 12 (42,8%) чел.,
"сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно" - 8 (28,6%)
"нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" – 12 (42,8%) чел. и 1 (3,57%) ребенок сказал, что наводить порядок должны взрослые.
Для вывода этих показателей в сравнительный анализ была составлена диаграмма по результатам ответов (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Оценка знаний нравственных норм поведения
Из рисунка 1 видно, что меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.
Следующим соизмерением исследования было наблюдение за поступками детей с целью установить уровень сформированности нравственных норм поведения
Проводилось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней, определялось наличие нравственных норм поведения. Непосредственную помощь оказывал педагог группы.
Результаты этого исследования представим в виде таблицы по показателям норм поведения (Таблица 1).
Таблица 1 – Уровень сформированности нравственных норм поведения (кол-во, %)
Норма поведения |
Сформирована устойчивая привычка повед. (1 уров.) |
Сформированы не устойчивые привычки (2 уров.) |
Стадия формирования привычки (3 уров.) |
Привычки не сформированы (4 уров.) |
Приветствие (привычка здороваться) |
12 (42,8) |
8 (28,5) |
6 (21,4) |
2 (7,2) |
Привычка делиться с друзьями в игре |
12 (42,8) |
7 (25,0) |
5 (17,8) |
2 (7,2) |
Навык культурного поведения за столом |
12 (42,8) |
6 (21,4) |
8 (28,5) |
2 (7,2) |
Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки |
12 (42,8) |
14 (50,0) |
- |
2 (7,2) |
Привычка помогать взрослым по их просьбе |
12 (42,8) |
10 (35,7) |
4 (14,3) |
2 (7,2) |
Средний показатель сформированности нравственных норм поведения в % |
42,8 |
32,1 |
16,4 |
7,2 |
Материалы по педагогике:
Анализ психодиагностических процедур
В исследовании были использованы, следующие диагностические методики: 1)Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой 2)Анкета «Стили Воспитания» О.М. Олышевская Задание: На листе белой бумаги нарисуй кактус- такой, каким ты себе его представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются ...
Педагогические технологии
Для успешного развития личности школьника в сфере физической культуры невозможно без широкого использования современных педагогических технологий в образовательном (воспитательном) процессе (ИКТ, проектные, исследовательские, развивающего обучения и др.). В процессе обучения учащихся и формирования ...
Диагностическая деятельность, ее основные аспекты,
характеристика
Современная психодиагностика в образовании обеспечивает эффективное усвоение учебных знаний и, что самое главное, она помогает полноценному умственному и личностному развитию ребенка. Также психодиагностика на современном этапе обладает всеми необходимыми данными для того, чтобы оценить качество са ...