В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении будущего Земли и возможности развития человеческого общества с его постоянно растущими запросами. Это обусловлено появление в рамках наук географического цикла нового научного направления – геоэкологии.
Отличительной чертой геоэкологического знания является наличие понятий, которые раскрывают сущность взаимодействия окружающей среды и общества. Геоэкология как развивающаяся наука поглощает, интегрирует понятия самых разнообразных наук, как естественных, так и социально-экономических.
Говоря о геоэкологическом мышлении в первую очередь нужно раскрыть само понятие «мышление».
Мышление – это вид человеческого познания, особый процесс отражения объективной действительности. Его развитие обеспечивает получение знаний об объектах и явлениях, их свойствах и функциональных взаимодействиях, которые не могут быть непосредственно восприняты на этапе чувственного познания. Развитие мышления обеспечивает формирование сознания как высшей формы психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку. Следовательно, для формирования определенного геоэкологического сознания необходимо обеспечивать соответствующий уровень развития мышления.
Развитое мышление без наличия необходимого минимума теоретических знаний тоже не обеспечивает выполнение требуемых профессиональных действий. Для достижения образовательных целей следует определить соотношение в учебном процессе количества репродуктивных учебных заданий и заданий развивающего характера. В ходе обучения всегда возникают трудности с определением уровня обученности необходимому минимуму теоретических знаний и умений, еще более сложно определить уровень развития геоэкологического мышления.
Не следует путать геоэкологическое мышление с геоэкологическим сознанием и с уровнем усвоения теоретических теоретических знаний. Некоторые специалисты между ними не всегда видят различия. В совокупности с поведенческой культурой они определяют уровень геоэкологической культуры личности. Владение суммой теоретических геоэкологических знаний еще не свидетельствует об уровне развития геоэкологического мышления и тем более, геоэкологического сознания.
Многие педагоги именно на основании уровня усвоения учениками определенной суммы геоэкологических знаний пытаются судить об уровне развития геоэкологической культуры. Если геоэкологическое мышление проявляется через умения выполнять определенную мыслительную деятельность, то геоэкологическое сознание проявляется через операционно-практическую деятельность, то есть посредством поведения личности в определенных ситуациях.
Выделяют несколько этапов развития геоэкологического мышления у школьников.
Мышление формируется не сразу. При рождении человек имеет только определенную предрасположенность к какому-либо его виду, но само мышление формируется в процессе развития ребенка и становления индивида как личности. Каждый индивид обладает определенным видом мышления. Степень его развития зависит от той среды, в котором он рос. Без специального обучения у него формируются начальные формы логического мышления и могут быть не развиты формы профессионального мышления, так как их развитие происходит как в процессе обучения, так и в процессе совершения деятельности.
Геоэкологическое мышление – это основанное на естественной и гуманитарной экологии понимание и оценка взаимоотношений (связей и взаимодействий) человека с природной средой.
Условно можно выделить несколько этапов развития мышления в процессе обучения ребенка в школе. Кратко проанализируем их.
Первый этап – дошкольная подготовка. Этап первичных восприятий окружающей среды и развития чувств, мира ощущений и сказок. Познание мира красок, форм и движений. Например, этот этап может проходить под девизом: «Познаем – удивляемся, двигаемся – восхищаемся».
Задачи первого этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:
Знакомство с окружающим миром, развитие воображения.
Формирование основ внутреннего мира ребенка.
Создание «школы радости и удивлений».
В этот период закладываются первые представления об окружающем мире, его красоте, формах и явлениях. Очень важно правильно дать представления о самом себе и связи личной жизни с окружающей средой в широком ее понимании. В проводимых мероприятиях должно отражаться своеобразие красоты живой природы, ландшафта, отдельных объектов. У детей должны формироваться первые представления об объектах живой и неживой природы. Обучение реализуется посредством игр и познавательных занятий, в ходе которых большое внимание уделяется конкретному созерцанию природных объектов и изготовлению простых поделок из природного материала. Обязательное условие – изучение основ танцев. Большое внимание уделяется фантазии и сказочности.
Материалы по педагогике:
Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей ...
Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка разви ...
Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»
Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихог ...