Второй этап – этап конкретных базисных знаний.
Задачи второго этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:
Развитие представлений и гармонии движений.
Дальнейшее развитие воображения.
Закрепление и углубление знаний об окружающем мире природы и ее явлениях.
Изучение основ интерпретации движения.
Реализация мыслительной деятельности в гармонии движений.
Начало изучения природы родного края.
Целенаправленное развитие мышления в процессе обучения дополняется косвенным воздействием на ум ребенка посредством организации экскурсий и наблюдения природных явлений. Основы геоэкологического мышления начинают закладываться вместе с развитием биологического мышления посредством изучения ребенком разнообразия мира, сравнения форм, красок, свойств изучаемых объектов, простой работы по уходу за растениями и животными и развития фантазии ребенка.
Во внеклассной работе реализуется система мероприятий на закрепление полученных знаний об окружающем пространстве посредством экскурсий, просмотра видеофильмов на экологические темы. Необходимо создать систему ознакомительно-познавательных экскурсий по изучению природы своего края, особенностей культуры, памятников и различных достопримечательностей. Одним из существенных недостатков современной учебно-воспитательной работы является отсутствие целенаправленной работы по формированию социальной и геоэкологической активности личности ребенка и развитию его чувств.
Третий этап – предсистемный – этап начала формирования научной картины мира (5–7 кл.). Цель: осмысление живого, начало формирования природоохранного мышления.
Девиз: «Познаем. Общаемся. Развиваемся».
Задачи третьего этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:
1. Углубление знаний о живой природе.
2. Формирование устойчивого интереса к определенной сфере деятельности.
3. Подробное изучение ландшафтов и живой природы родного края.
В процессе изучения естествознания, биологии у учеников развиваются необходимые способы логического, естественнонаучного мышления. В этот период очень важно сохранить любознательность ребенка и систематически учить его культуре умственной деятельности. Развитию геоэкологического мышления в этот период должно уделяться особое внимание. Оно формируется на основе биологического мышления. На учебных занятиях и во внеклассной работе ребенку предъявляются различные задания на установление прямых взаимосвязей между особенностями строения организма и его поведением, образом жизни и средой обитания. Особенно важно в ходе обучения предлагать различные задания на понимание скрытых взаимосвязей между почвой и растениями, между отдельными явлениями живой и неживой природы, изучаются физико-химические основы их.
Учебные занятия и кружковая работа должны сочетаться с экологическими играми и походами по изучению родного края. Много внимания должно уделяться физическому развитию ребенка, мотивации стремления к физическому развитию посредством необходимости преодоления препятствий на экскурсиях, посредством соответствующей постановки агитационной и пропагандисткой деятельности. В кружковой работе большое внимание уделяется развитию эмоций, общению ребенка с животными, уходу за растениями, развитию трудовых навыков, умениям проводить элементарные наблюдения и вести дневники. Желательно привлекать детей к различным акциям по выявлению отрицательного воздействия общества на окружающую среду, к мероприятиям по очистке территории и т.д.
Четвертый этап – формирование основ системного мышления.
Девиз: «Познаю, развиваюсь, открываю».
Цель: развитие основ научного мышления.
Задачи четвертого этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:
1. Представить возможности ребенку раскрыть себя, сформировать у себя интерес к определенной сфере деятельности.
2. Формировать основы экологического мышления
3. Углубленное изучение учебного материала.
4. Развитие творческих способностей школьников.
Один из самых ответственных этапов в формировании личности ребенка. Образовательная деятельность в области естествознания должна сочетаться с активным участием ребенка в работе кружков в учреждениях дополнительного образования. Необходимо представить ему возможность удовлетворять свое любопытство и совершать операционно-практическую деятельность. Обязательным условием организации воспитательной работы в данный период является формирование чувства Родины. Поэтому большое внимание должно уделяться краеведческой работе, общению с животными и растениями, организации экскурсионной деятельности и совершенствованию физического развития ребенка. В этот период особенно важно умело направлять, принуждать подростка к определенным занятиям, к которым у него есть склонность. Постепенно у него закладываются основы геоэкологического мышления.
Материалы по педагогике:
Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей
старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам ур ...
Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у
старших дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к с ...
Понятие игры, ее значение
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения ...