Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии » Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления

Страница 2

Для определения структуры ножом или лопатой вынимают из характеризуемого горизонта образец почвы с ненарушенным сложением. Берут его в руки, слегка надавливают на него и смотрят, на какие агрегаты распался образец. Затем определяют структуру. Очень часто бывает, что образец характеризуется наличием разных структур, например: комковатой и зернистой при равном соотношении. В этом случае структуре дают двойное название – комковато – зернистая, комковато – плитчатая и т.д.

Механический состав – соотношение в почве различных по величине гранулометрических фракций: илистых, пылеватых, глинистых, песчаных, крупнообломочных . Определение механического состава почвенных горизонтов в поле производит на ощупь (органолептически). Небольшое количество почвы смачивают на ладони до максимально влажного состояния, но так, чтобы почвенная кашица не прилипала к коже. Из увлажненной почвенной массы делают сначала шнур толщиной 3–5 мм, скатывая почву между ладонями, а затем из шнура – в кольцо.

Точное определение механического состава образцов почвы проводят в лабораторных условиях различными методами. Один из наиболее распространенных – метод Н.А. Качинского.

Механический состав почвы имеет важное значение для различных ее свойств (пористости, водопроницаемости, водоподъемной способности, гигроскопичности, поглотительной способности и т.д.). Так песчаные почвы характеризуются бесструктурностью, хорошей водопроницаемостью, но малым запасом органических и питательных минеральных веществ, легко обрабатываются. Глинистые почвы, наоборот, плохо проницаемы для воды и воздуха, но зато богаты питательными элементами для жизни растений. Таким образом, гранулометрический состав влияет на водный режим почв, степень из промытости и выщелоченности. Поэтому при прочих одинаковых условиях песчаные почвы в северных районах лесостепи, например, в отличие от суглинистых, могут быть оподзоленными.

Влажность почвы – важный морфологический признак. При описании почвы этот признак рекомендуется указывать одним из первых. Степень влажности влияет на цвет, плотность и структуру почвы .

Различают следующие степени влажности почвы:

– сухая – не холодит руку, пылит;

– влажноватая – холодит руку, не пылит;

– влажная – сохраняет форму, приданную ей при сжатии в комок;

– сырая – при сжатии выделяет капельножидкую влагу;

– мокрая – выделяет без сжатия капельножидкую влагу (со стенки почвенного разреза).

Сложение и плотность почвы зависят от механического состава почвы, ее влажности, от характера почвообразования и довольно резко изменяется по горизонтам.

Гумусовые горизонты, как правило, имеют рыхлое сложение, а иллювиальные горизонты почв подзолистого типа характеризуются весьма плотным сложением.

В поле сложение почвы определяется при помощи ножа. Оно может быть:

– рыхлым (нож легко входит в почвенную массу на значительную глубину, почва легко рассыпается);

– уплотненным (нож входит в почву на глубину 3–5 см при небольшом усилии, агрегаты почвы легко разламываются);

– плотным (нож входит в почву на небольшую глубину – до 2 см – при достаточно большом усилии);

– весьма плотным (нож входит в почву на несколько мм при сильном ударе молотком).

Новообразования – четко обособленные от почвенной массы скопления минералов, которые возникли в процессе почвообразования. Каждый определенный тип почв характеризуется конкретным типом новообразования.

Включения – предметы, которые встречаются в почве, но не связаны с процессом почвообразования. К ним относятся валуны, обломки горных пород, остатки растений, раковины моллюсков, а также различные археологические предметы.

Исследование почв своей местности предполагает непосредственно работу с почвой, что реализует у учащихся формирование определенного геоэкологического мышления: бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и иной, более глубокий взгляд на влияние человеческой деятельности на почву.

В условиях глобального экологического кризиса аксиологическое значение экологического образования и геоэкологического, в частности, нацеленных на формирование у личности и общества в целом геоэкологического мировоззрения, вступает в противоречие с содержательной неопределенностью геоэкологического образования. Запросы практики все активнее определяют необходимость вовлечения преподавателей в процесс дидактического проектирования с целью создания новых интегративных курсов геоэкологической направленности. Это обуславливает потребности педагогов-практиков в овладении методикой и методологией дидактического проектирования, конструирования и моделирования, которые позволяют создавать и преобразовывать дидактические системы, внося изменения в их компоненты, с целью создания условий, способствующих более эффективному геоэкологическому обучению и воспитанию учащихся.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...

Навигация