Для определения структуры ножом или лопатой вынимают из характеризуемого горизонта образец почвы с ненарушенным сложением. Берут его в руки, слегка надавливают на него и смотрят, на какие агрегаты распался образец. Затем определяют структуру. Очень часто бывает, что образец характеризуется наличием разных структур, например: комковатой и зернистой при равном соотношении. В этом случае структуре дают двойное название – комковато – зернистая, комковато – плитчатая и т.д.
Механический состав – соотношение в почве различных по величине гранулометрических фракций: илистых, пылеватых, глинистых, песчаных, крупнообломочных . Определение механического состава почвенных горизонтов в поле производит на ощупь (органолептически). Небольшое количество почвы смачивают на ладони до максимально влажного состояния, но так, чтобы почвенная кашица не прилипала к коже. Из увлажненной почвенной массы делают сначала шнур толщиной 3–5 мм, скатывая почву между ладонями, а затем из шнура – в кольцо.
Точное определение механического состава образцов почвы проводят в лабораторных условиях различными методами. Один из наиболее распространенных – метод Н.А. Качинского.
Механический состав почвы имеет важное значение для различных ее свойств (пористости, водопроницаемости, водоподъемной способности, гигроскопичности, поглотительной способности и т.д.). Так песчаные почвы характеризуются бесструктурностью, хорошей водопроницаемостью, но малым запасом органических и питательных минеральных веществ, легко обрабатываются. Глинистые почвы, наоборот, плохо проницаемы для воды и воздуха, но зато богаты питательными элементами для жизни растений. Таким образом, гранулометрический состав влияет на водный режим почв, степень из промытости и выщелоченности. Поэтому при прочих одинаковых условиях песчаные почвы в северных районах лесостепи, например, в отличие от суглинистых, могут быть оподзоленными.
Влажность почвы – важный морфологический признак. При описании почвы этот признак рекомендуется указывать одним из первых. Степень влажности влияет на цвет, плотность и структуру почвы .
Различают следующие степени влажности почвы:
– сухая – не холодит руку, пылит;
– влажноватая – холодит руку, не пылит;
– влажная – сохраняет форму, приданную ей при сжатии в комок;
– сырая – при сжатии выделяет капельножидкую влагу;
– мокрая – выделяет без сжатия капельножидкую влагу (со стенки почвенного разреза).
Сложение и плотность почвы зависят от механического состава почвы, ее влажности, от характера почвообразования и довольно резко изменяется по горизонтам.
Гумусовые горизонты, как правило, имеют рыхлое сложение, а иллювиальные горизонты почв подзолистого типа характеризуются весьма плотным сложением.
В поле сложение почвы определяется при помощи ножа. Оно может быть:
– рыхлым (нож легко входит в почвенную массу на значительную глубину, почва легко рассыпается);
– уплотненным (нож входит в почву на глубину 3–5 см при небольшом усилии, агрегаты почвы легко разламываются);
– плотным (нож входит в почву на небольшую глубину – до 2 см – при достаточно большом усилии);
– весьма плотным (нож входит в почву на несколько мм при сильном ударе молотком).
Новообразования – четко обособленные от почвенной массы скопления минералов, которые возникли в процессе почвообразования. Каждый определенный тип почв характеризуется конкретным типом новообразования.
Включения – предметы, которые встречаются в почве, но не связаны с процессом почвообразования. К ним относятся валуны, обломки горных пород, остатки растений, раковины моллюсков, а также различные археологические предметы.
Исследование почв своей местности предполагает непосредственно работу с почвой, что реализует у учащихся формирование определенного геоэкологического мышления: бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и иной, более глубокий взгляд на влияние человеческой деятельности на почву.
В условиях глобального экологического кризиса аксиологическое значение экологического образования и геоэкологического, в частности, нацеленных на формирование у личности и общества в целом геоэкологического мировоззрения, вступает в противоречие с содержательной неопределенностью геоэкологического образования. Запросы практики все активнее определяют необходимость вовлечения преподавателей в процесс дидактического проектирования с целью создания новых интегративных курсов геоэкологической направленности. Это обуславливает потребности педагогов-практиков в овладении методикой и методологией дидактического проектирования, конструирования и моделирования, которые позволяют создавать и преобразовывать дидактические системы, внося изменения в их компоненты, с целью создания условий, способствующих более эффективному геоэкологическому обучению и воспитанию учащихся.
Материалы по педагогике:
Понятие о нарушении осанки у детей 7-8 лет с задержкой
психического развития
Осанка - это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении. Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мы ...
Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Ра ...
Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения
Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения строится по тематическому плану и включает следующие этапы работы: Таблица 5. Тематический план индивидуальной работы № Этапы работы Кол-во занятий 1 Диагностический 2 2 Подготовительный 7 3 Постановка звука 7 4 Автоматизация звука 7 5 Д ...