В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), анатомические особенности, процессы созревания организма.
Социальное «измерение» личности обуславливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности боксера являются социальные роли, выполняемые им в различных общностях (семье, школе, вузе, группе ровесников), а также субъективное "я", то есть созданное под влиянием своих оценок представление о собственной особе и отраженное "я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нем самом.
В современной психологии нет единого понимания личности, однако, большинство психологов считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.
По мнению А.А. Атилова (2006), В.А. Санникова и В.В. Воропаева (2006), в основе личности боксера лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотиваций.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Ведущим компонентом структуры личности боксера, ее системо-образующим свойством является «направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение боксера в изменяющихся внешних условиях». Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности боксера, но также на его психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (демократической, коммунистической и др.), профессиональной ("гуманитарной", "технической", "спортивной") и бытовой (человек для дома или "друзей и подруг").
Направленность личности боксера характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Зрелый боксер обладает развитым самосознанием, в котором присутствует система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение своего образа с реальными обстоятельствами жизни позволяет боксеру изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
Устойчивость личности боксера заключается в последовательности и предсказуемости его поведения, в закономерности его поступков.
Одна из важных задач воспитания - в том, чтобы формировать правильную социальную и нравственную направленность личности боксера.
Как указывают Л.В. Волков (2003), Г.И. Королев (2007), И.И. Столов (2005), в своей воспитательной работе тренер должен стремиться выработать у своих учеников чувство высокого сознания общественного долга, сознательное отношение к дисциплине, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честность и правдивость, простоту, скромность и дружелюбие.
Формирование этих и других нравственных качеств у боксера может быть успешно осуществлено лишь при совместном воспитательном воздействии на его психику семьи, школы, вузовского и спортивного коллективов. Тренер обязан использовать любой случай, чтобы воздействовать на мировоззрение, общественное самосознание, нравственные чувства боксера.
На формирование системы взглядов, убеждений, интересов боксера влияет коллектив, в котором он тренируется. Очень важно, отмечает П. Кагалик (2006), чтобы в команде были лидеры, которые пользовались авторитетом у большинства занимающихся и на которых тренер мог бы опираться, сплачивая боксеров.
Материалы по педагогике:
Организация дидактических игр в старшей группе
Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы, учитывает их возрастные возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5 - 6 лет выполня ...
Дидактическая игра, ее сущность. Классификация
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта; это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть. Игра — один из тех видов деятельности, который ...
Виды тестирования, классификация тестов
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-конс ...