Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей

Страница 1

В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение". Наиболее употребительное толкование заключается в том, что личностно ориентированный подход в педагогике – это еще более индивидуализированное и направленное воздействие взрослого на личность ребенка, чем в случае дифференцированного подхода. В соответствии с этим, "личностно ориентированные педагогические технологии" в большинстве случаев рассматриваются как технологии дифференциации учебного процесса по разным уровням трудности; в соответствии, с чем производится деление учащихся на классы "одаренных", "средних" и "нуждающихся в коррекции".

Целью гуманистически ориентированных (личностно-центрированных) педагогических систем является не прямое исправление нежелательных качеств человека и формирование качеств желательных, не модификация его поведения, а создание условий, при которых человек может освободить внутренний механизм самоизменений, ведущих к здоровому личностному росту и реализовать тем самым свой природный потенциал, направленный на самоактуализацию.

Педагог в личностно центрированной педагогике играет такую роль, с помощью которого индивид находит, принимает и осуществляет самого себя.

Важнейшим элементом в пространстве личностно центрированного образования является диалогические субъективные взаимоотношения между взрослым и ребенком. Обучение индивида может длиться годами, не оказывая существенного влияния на него личностный рост, в то время как значительное продвижение в личностном росте может произойти за несколько минут от случайного разговора, от прочитанной книги.

Изучение работ, относящихся к личностно центрированному подходу в психологии и педагогике, позволяет предположить, что личностное развитие человека осуществляется, по меньшей мере, на трех взаимосвязных уровнях: экзистенциальном, психическом и эмпирическом.

Экзистенциальный уровень - это базальная основа, на которой строится внутренний мир человека. Этот уровень определяет гармонию психического состояния индивидуума.

На психическом уровне происходит развитие познавательных процессов, способностей, иных индивидуально психологических особенностей личности.

Эмпирический уровень - уровень развития качеств, входящих в область социального опыта индивида. Развивающая система знаний, умений и навыков.

Традиционные педагогические технологии ориентированы в основном на развитие эмпирического (информационного) уровня.

Личностно центрированное обучение не отрицает важность развития эмпирического уровня личности, но не считает его приоритетной ценностью. Принципиальное отличие такого подхода заключается в том, что личность осуществляет свой рост от экзистенциального фундамента к последующим уровням.

Личностно ориентированный подход в педагогике основан на идее, что образование личности – это процесс, инициируемый самой личностью, поскольку в ней изначально заложено стремление к самоактуализации. При такой организации педагогического процесса становление личности происходит как самоопределение в образовательном поле при сохранении различных степеней свободы. В этих условиях не образование формирует личность: образование как подсистема личности развивается вместе с личностью .

Личностно центрированный подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: «главным действующим лицом в образовательном процессе становится личность учащегося как уникальная целостная гуманитарная система, способная обучаться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности и возможности».

В то же время личностно центрированный подход не отрицает роль и значение социальных факторов, поскольку его цель заключается в развитии личностного роста не в изоляции от внешнего мира, не в обстановке социальной изоляции, а в условиях конкретной микро- , мезо- , макросферы.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Учебный план и программы обучения
Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений. В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании"обязательны ...

Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» г. Сургута в 2009-2010 году. В эксперименте принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста – группа «Капитошка» и группа «Ромашка». Педагогический эксперимент состоял их трех этапов: кон ...

Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа дол ...

Навигация