Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что личностно ориентированный подход в образовании – это гуманистически ориентированная психолого-педагогическая концепция, рассматривающая личность человека как саморазвивающуюся гуманитарную систему; безусловно признающая за развивающейся личностью ответственную свободу жизненного самоопределения; реализующаяся на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений.
По мнению Ю.А. Янсона, формирование физической культуры личности начинается с планирования процесса физического воспитания направленного на совершенствование учеником своей индивидуальной природы. Происходит приобретение новых жизненных установок личности. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Личностно-ориентированное занятие физическими упражнениями - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности (И.Г. Холкин).
С целью создания условий для проявления познавательной активности воспитанников можно использовать следующие средства:
- разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся,
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы,
- стимулирование учащегося к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ,
- дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания,
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессам его достижения,
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы других учеников,
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы.
Сравним цели деятельности педагога при организации традиционного и личностно-ориентированного уроков.
Цели традиционного урока:
1. Обучать всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
2. Определять учебные занятия, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
3. Стараться заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
4. Проводить индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.
5. Планировать и направлять детскую деятельность.
6. Оценивать результат работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Определять правила поведения в классе и следить за их соблюдением детьми.
8. Разрешать возникающие конфликты между детьми: поощрять правых и наказывать виновных.
Цели личностно-ориентированного урока:
1. Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2. Предлагать детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощрять ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
4. Ведение индивидуальной работы с каждым ребенком.
5. Помогать детям самостоятельно планировать свою деятельность.
6. Поощрять детей, самостоятельно оценивать результат их работы и исправлять допущенные ошибки.
7. Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
8. Побуждать детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Предлагаемые ориентиры вполне применимы и при обучении детей технике спортивных движений. Личностно ориентированные занятия физическими упражнениями вписываются в решение возрастных задач физического воспитания и учитывают индивидуальные особенности детей: уровень здоровья (по результатам врачебных осмотров), физическое развитие (по данным антропометрии), физическую подготовленность (по экспресс тестам), двигательную культуру, уровень нравственной воспитанности.
Материалы по педагогике:
Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...
Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...
Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного
возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. ...