Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что личностно ориентированный подход в образовании – это гуманистически ориентированная психолого-педагогическая концепция, рассматривающая личность человека как саморазвивающуюся гуманитарную систему; безусловно признающая за развивающейся личностью ответственную свободу жизненного самоопределения; реализующаяся на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений.
По мнению Ю.А. Янсона, формирование физической культуры личности начинается с планирования процесса физического воспитания направленного на совершенствование учеником своей индивидуальной природы. Происходит приобретение новых жизненных установок личности. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Личностно-ориентированное занятие физическими упражнениями - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности (И.Г. Холкин).
С целью создания условий для проявления познавательной активности воспитанников можно использовать следующие средства:
- разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся,
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы,
- стимулирование учащегося к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ,
- дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания,
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессам его достижения,
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы других учеников,
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы.
Сравним цели деятельности педагога при организации традиционного и личностно-ориентированного уроков.
Цели традиционного урока:
1. Обучать всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
2. Определять учебные занятия, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
3. Стараться заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
4. Проводить индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.
5. Планировать и направлять детскую деятельность.
6. Оценивать результат работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Определять правила поведения в классе и следить за их соблюдением детьми.
8. Разрешать возникающие конфликты между детьми: поощрять правых и наказывать виновных.
Цели личностно-ориентированного урока:
1. Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2. Предлагать детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощрять ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
4. Ведение индивидуальной работы с каждым ребенком.
5. Помогать детям самостоятельно планировать свою деятельность.
6. Поощрять детей, самостоятельно оценивать результат их работы и исправлять допущенные ошибки.
7. Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
8. Побуждать детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Предлагаемые ориентиры вполне применимы и при обучении детей технике спортивных движений. Личностно ориентированные занятия физическими упражнениями вписываются в решение возрастных задач физического воспитания и учитывают индивидуальные особенности детей: уровень здоровья (по результатам врачебных осмотров), физическое развитие (по данным антропометрии), физическую подготовленность (по экспресс тестам), двигательную культуру, уровень нравственной воспитанности.
Материалы по педагогике:
Воспитание детей в Киевском и
Московском государствах
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...
Рекомендации по использованию данного комплекса упражнений
1. При работе с партерной гимнастикой обязательно учитывать возрастные особенности детей. 2. В каждой группе занимаются не более 15 детей. 3. Время проведения партерной гимнастики –20-25 минут. 4. Занятия проводятся в чистом проветриваемом помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможност ...
Диагностика исходного уровня знаний по предмету
Констатирующий эксперимент был проведен нами с целью исследования влияния современных информационных технологий на уровень знаний и мотивацию обучаемых. В соответствие с этим были поставлены следующие задачи: 1.Разработать содержание констатирующего эксперимента. 2.Выявить основные факторы, влияющи ...