Формирование бережного отношения младших школьников к живому в деятельности воспитателя

Материалы о педагогике » Формирование бережного отношения младших школьников к живому в деятельности воспитателя

Острота современных проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения ко всему живому, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, особенно всего живого в нём.

В системе подготовки молодого поколения к выполнению этой миссии важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут; открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств, новых форм жизни.

Основу для становления и развития бережного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о различных формах жизни, природном окружении, является основой развития нравственно эстетических чувств.

Таким образом, актуальность настоящего исследования

обусловлено наличием следующего противоречия:

- на социально-педагогическом уровне: с одной стороны, между необходимостью становления бережного отношения к различным формам жизни, у детей уже на начальном этапе образовании, а с другой стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в деятельности воспитателя;

Выявленное противоречия определила проблему исследования

, которая заключается в определении системы форм работы воспитателя по формированию бережного отношения к живому.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования

:

«Формирование бережного отношения младших школьников к живому в деятельности воспитателя»

Объект

: бережное отношение к живому.

Предмет

: система форм работы воспитателя по формированию бережного отношения младших школьников к живому.

Цель

: разработать и реализовать программу деятельности воспитателя по формированию бережного отношения к живому.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу

исследования:

исследование опирается на предположение, что уровень развития бережного отношения к природе будет значительно выше, если во внеурочной деятельности педагог руководствуется принципом философского воспитания, реализуемого через систему общеразвивающих занятий объединённых идей личностной значимости общения человека с природой и «очеловечивании» предметов природы. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой необходимо решить следующие задачи:

ü раскрыть суть понятия бережного отношения.

ü изучить научно-методическую литературу по проблемам воспитания бережного отношения к живому у младших школьников.

ü исследовать наличие данной проблемы в конкретном детском сообществе.

ü разработать и реализовать программу занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому, и выявить её результаты.

Методологической основой исследования

являлись:

· личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);

· системный подход (П.К. Анохин, Б.П. Битинас, И.В. Блауберг, Т.И. Ильина, И.А. Колесникова, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.);

· аксиологический подход (И.А. Колесникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.Ф. Королев)

Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование; эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.;

База исследования:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Лицея №25» Октябрьского административного округа города Омска.

Материалы по педагогике:

Особенности нарушения речи у умственно отсталых школьников
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Из ...

Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...

История развития и становления системы развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель – в Древней Греции, Квинтилиан – ...

Навигация