Разные общественные организации, возникшие во время и после революции 1905 г., как-то: общества народных университетов, общественные клубы и другие культурно-просветительные организации, а также кооперативные объединения – тоже открывали в крупных городах России детские дошкольные учреждения и вели среди населения разъяснительную работу по вопросам дошкольного воспитания. Но, не имея твердой материальной базы и государственной поддержки, эти учреждения, просуществовав совсем недолго, закрывались.
Работу по созданию детских учреждений в селах и деревнях вели некоторые земства. Но открытые ими ясли, летние детские площадки, подготовительные школы не удовлетворяли ни в какой степени существующей потребности в организации дошкольного воспитания крестьянских детей. Иногда земства вводили в план занятий на летних учительских курсах лекции по дошкольному воспитанию, практические занятия по подвижным играм и занятиям на детской площадке. Учительницы, окончившие эти курсы, в дальнейшем открывали иногда в селах и деревнях летние детские площадки.
Весьма слабое участие в организации дошкольных учреждении принимали городские думы. Только отдельные городские самоуправления отпускали средства на организацию общественных подвижных игр в городских садах и скверах (Киев), на открытие детских садов для своих служащих (Москва и другие города).
Иногда открывались частные детские сады или как самостоятельные учреждения, или при частных средних учебных заведениях. В некоторых из них была хорошо поставлена педагогическая работа, имелось специальное оборудование (детские сады М.С. Свентицкой, Е.И. Залесской и др. в Москве). Однако многие организаторы платных детских садов преследовали главным образом предпринимательские цели.
Добровольные общества, пользовавшиеся самой ничтожной поддержкой государства, не могли разрешить проблему организации учреждений для воспитания детей трудящихся – требовалась государственная организация этого дела.
В царской России, по приблизительным данным, было всего около 250 платных детских садов и 20–30 бесплатных народных детских садов.
Война, начавшаяся в 1914 г., вовлекла еще большее количество женщин-матерей в промышленное производство, что привело к росту детской беспризорности, увеличению числа сирот и полусирот. Общественно-педагогические организации столиц и крупных городов России стремились расширить свою деятельность по дошкольному воспитанию и приспособить ее к нуждам военного времени: оказывали помощь детям воинов, открывали народные детские сады и детские очаги с длительным пребыванием в них детей, детские приюты для детей беженцев и т.д.
«Союз обществ попечения о детях города Москвы», организованный в 1914 г., развил посредством районных отделений значительную деятельность по призрению детей дошкольного возраста. При «Союзе…» была организована Комиссия по дошкольному воспитанию, которая объединяла практических работников, оказывала им консультационную методическую помощь, собирала сведения о детских садах и площадках в России. Собранные сведения показывали, что наибольшее распространение в России получили детские площадки (по 3–4 площадки было открыто во многих губернских городах, по 1–2 – в уездных городах, фабричных поселках и некоторых крупных селах).
В годы первой мировой войны лишь несколько земств включили развитие дошкольного воспитания в деревне в план своей деятельности. Среди них выделялось Валуйское уездное земство Воронежской области, открывшее в 1914 г. пять комбинированных детских учреждений (ясли для детей грудного возраста, народный детский сад для детей дошкольного «возраста).
В это время возникли новые бюрократические филантропические организации: «Романовский комитет по призрению детей низших чинов», «Комитет помощи семьям призванных на войну», «Общество по оказанию помощи жертвам войны» и др. Царское правительство усилило свою реакционную деятельность по воспитанию детей в духе монархизма и милитаризма.
В военные годы расширилась курсовая подготовка воспитательниц детских садов. В 1914–1915 гг. были проведены две сессии краткосрочных курсов по дошкольному воспитанию, организованных Московским кружком совместного воспитания и образования детей при народном университете имени Шанявского, привлекших около 1 тысячи человек, главным образом матерей из среды интеллигенции. Слушательницы этих курсов ознакомились с теорией свободного воспитания и получили знания в области детской физиологии и психологии. Для работы на курсах были привлечены психологи, педагоги, врачи.
Материалы по педагогике:
Содержание методики констатирующего эксперимента
Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи План Исследование состояния ручной моторики А) Оптико-кинестетическая организация движений «Кольцо» Б) Динамическая организация движений «Кулак-ребро-ладонь» Графическая проба «Заборчик». Исследование слу ...
Понятие алгоритма. Элементарная операция. Этапы алгоритмического процесса
Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Элементарными считают те о ...
Понятие выразительного чтения и техники речи
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкре ...