Многие исследователи отмечают недостаточность и противоречивость данных при исследовании невербальных средств общения у дошкольников с ОНР: с одной стороны возможно компенсаторное развитие невербальной коммуникации у детей с ОНР, с другой – дефицитарность невербальных средств общения. Дети с ОНР испытывают трудности в невербальном кодировании и декодировании, у них низкий уровень коммуникативной активности. Возможно это компенсация коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств или своеобразная предречевая подготовка. Но возможности ребенка при общении, адаптация в социуме школы, прием и передача информации реальны и они необходимы ребенку в настоящем времени. Поэтому важно создать предпосылки к учебной деятельности, которая осуществляется при посредстве письма. Многие исследователи, изучающие вопросы дисграфии детей младшего школьного возраста отмечают возрастание количества специфических ошибок, особенно на сложном языковом материале (например, трехсложных словах со слоговой конструкцией ССГ).
Буковцова Н.И., выделяет зависимость количества и характера ошибок от лингвистических факторов, нарушения речеслухового внимания и речеслуховой памяти. Возможно, что выделение звука на фоне слова будет сохранно, но формирование операций анализа и синтеза на неязыковом уровне создаст предпосылки для успешного их развития на языковом уровне.
Овсянникова С.А., Обнизова Т.Ю. исследуя регридиентную, волнообразную динамику дисграфии, ее стационарное проявление, прогредиентную динамику, обнаружили несформированность устной речи и фонемного анализа, синтеза «…из-за низкого стартового уровня компонентов, активно участвующих в овладении фонетическим принципом письма к началу обучения». Если при прогредиентной динамике дисграфии уровень развития всех изученных компонентов речевой системы высок, то прогрессирование дисграфии не может обусловиться речевыми нарушениями и будет иметь другие механизмы. То профилактика в развитии фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза, серийной организации речи (переключение при произнесении цепочек слогов, преодоление нарушений слоговой структуры слов) исключит или значительно сократит сроки логопедической работы при коррекции других типов динамики. Причем наряду с формированием навыков фонемного анализа звучащей речи дополнительно необходимо развивать когнитивные компоненты (слуховую и зрительную память, зрительно-пространственное восприятие, мышление, внимание), участвующих в процессе письма.
Проявления оптических и моторных ошибок (ошибочные написания букв с совпадением первого элемента, смешение букв по оптическому сходству, зеркальное написание букв; нарушение высоты, соразмерности и пространственной ориентации элементов букв; недописывание элемента при наличии такого же у соседней) могут иметь в основе недостаточную сформированность зрительно-гностического, пространственного, моторного, зрительно-моторного компонентов, которые входят в психофизиологическую структуру изобразительной деятельности и, одновременно с ней, письма.
Рисунки детей дошкольного возраста могут иметь низкое качество, неточность, упрощенность, схематичность изображений, искривление формообразующих линий, нечеткость контуров, неравномерное нанесение штрихов, затруднения ориентировки на листе бумаги.
Предпосылками таких моторных нарушений, по мнению Астаховой Т.В., являются поверхностный, угадывающий характер зрительного восприятия, неточность дифференцировки оптически сходных графических объектов, нарушение зрительно-пространственного восприятия, недостаточная сформированность оптического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других интеллектуальных операций, недостаточный уровень развития статистического и динамического праксиса, несовершенство зрительно-моторной координации. Поэтому в наше исследование включены задания на изучение данных функций.
С учетом латеральной организации сенсомоторных функций Вартапетовой Г.М. были выделены следующие типологические группы:
1. Латеральный тип «чистые» правши у которых дисграфия наименее выражена.
2. Праворукие, у которых установлена связь между недоразвитием артикуляционных движений и недоразвитием фонематического слуха, высших форм пространственного восприятия, слабая избирательность зрительного восприятия, недостаточная произвольность внимания, пространственного восприятия; недоразвитие логического мышления. Тонические расстройства в артикуляционных мышцах и мышцах пальцев рук. Дисграфия в этой группе более выражена, и в дошкольном возрасте необходима профилактика ошибок на замены букв, нарушений звуковой структуры слова.
Материалы по педагогике:
Магнитное поле тока
Формирование понятия о магнитном поле основывается на фундаментальных экспериментах (опыт Эрстеда, доказавший существование магнитного поля тока, и опыт Ампера, доказавший действие магнитного поля на проводник с током) и на сопоставлении магнитного и электрического полей. С самого начала подчеркива ...
Дидактические основы использования технических и информационных средств в
процессе обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...
Исследование знаний школьников о физической культуре. Исследование физической
подготовленности школьников
Для контроля уровня сформированности знаний в сфере физической подготовленности школьников 10–11 лет был составлен комплекс информативных, надежных тестов, для проверки уровня сформированности знаний отражающих степень развития двигательных качеств. Нами были выбраны тесты, характеризующие общую фи ...