Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные особенности. Поэтому интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростничестве растет. В результате сложилось некоторое множество онтологически разнородных теорий, которые не противоречат друг другу, но и не связаны между собой из-за отсутствия общих оснований, или из-за несоответствия лежащих в основе подходов моделей развития.
В традиции культурно-исторической концепции возрастное движение предполагает смену стабильных периодов критическими. Поэтому в логике этого подхода мы рассматриваем подростничество как критический возраст. А определенный возраст в жизни ребенка характеризуется следующими параметрами:
- формой отношений, в которые ребенок вступает с взрослыми в данный период;
- основной, или ведущей, деятельностью, которая представляет собой форму разрешения предшествующего возрастного кризиса, которая по своим целям, задачам, структуре, содержанию, с одной стороны – отвечает потребностям ребенка, а, с другой – объективно заключает оптимальные возможности для реализации этих потребностей;
- основными психическими новообразованиями.
Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, в каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие, которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. А разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста или тех психических изменений, которые впервые возникают в этом возрасте и «которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Подростковый возраст как массовое социальное явление сформировался недавно в связи с развитием системы народного образования. Еще в 20-30-е годы советские психологи изучали подростка в первую очередь как рабочую единицу. Подросток должен был работать, буквально для того, чтобы жить. Сегодня подросток – ученик, школьник, то есть ребенок.
Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В европейской культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. «Невозможно из состояния ребенка перейти в состояние взрослого без переходного периода». В этом смысле можно уподобить подростковый период мосту, переброшенному между детством и зрелостью, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Таким образом, социальную ситуацию развития в подростковом возрасте можно рассматривать как противоречие между идеальной формой, заключающуюся в стремлении подростка стать взрослым, приобрести взрослые формы поведения, и реальной формой, которая определяется отношением взрослых по отношению к подростку как к ребенку. Также следует отметить, что в современной культуре нет четкой представленности «взрослости», той самой идеальной формы, которая определяет социальную ситуацию развития в данный период развития. Отсутствуют формы посредничества и событийности подросткового возраста в современной культуре, непонятно что нужно сделать подростку, какое событие должно с ним произойти, чтобы преодолеть границу подросткового возраста и перейти во взрослую жизнь. Раньше с этой задачей успешно справлялась комсомольская организация, а на сегодняшний день ситуация характеризуется тем, что подросток не может определить реальный смысл того, что значит быть взрослым, отсюда и происходит лишь поверхностное усвоение внешних форм взрослой жизни (обула каблуки – взрослая, начал курить – взрослый). Отсюда вызревает необходимость организации ведущей деятельности, в которой бы подросток смог усвоить истинный смыл, содержание и формы взрослого ответственного поведения.
Материалы по педагогике:
Предпосылки письма у дошкольников с ОНР
Под термином общее недоразвитие речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов лексики, грамматического строя реч ...
Методика обучения геоэкологии и формирования
геоэкологических знаний
В современной дидактике, широкое признание и развитие получила идея активного деятельностного включения обучающихся в учебный процесс. Вместе с тем решаются задачи оптимизации дидактических условий в целях формирования комплекса личностных качеств и единой совокупности свойств личности, причем цело ...
Основные средства организации деятельности учащихся
Режим дня учащегося - сточки зрения физиологии и гигиены - есть точно установленный распорядок жизни, предполагающий правильное чередование в течении суток труда, отдыха, питания и сна, соблюдение правил личной гигиены. Формированием режима дня школьника занимаются учителя, родители, и конечно, сам ...