Под термином общее недоразвитие речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов лексики, грамматического строя речи). ОНР наблюдается при дизартрии, моторной, сенсорной алалии, детской афазии, где специфика ведущего дефекта накладывает отпечаток на дефицитарность того или иного компонента речевой системы.
К возникновению ОНР приводят различные факторы: инфекции, токсикозы, интоксикации матери во время беременности, резус-конфликт матери и ребенка, родовые травмы, асфиксия, органические поражения мозга, заболевания ЦНС (нейроинфекции), недоразвитие мозга в целом или его отдельных структур, черепно-мозговые травмы в первые годы жизни ребенка, генетические нарушения, неблагоприятные социальные факторы, дефекты воспитания и обучения. В большинстве случаев ОНР возникает вследствие комплексного воздействия неблагоприятных факторов.
Ведущим признаком, указывающим на системное нарушение речевой деятельности, является позднее (к 3-4 годам) начало речи: небольшой словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, отставание экспрессивной речи. В связи с недостаточной речевой деятельностью формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы отличается от нормы, внимание неустойчиво, словесно-логическое мышление отстает от нормы.
Дисграфия у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена нарушением основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) ребенка и их взаимодействия. Р.Е.Левина, Г.А.Каше, А.В.Ястребова и др. исследователи пришли к выводу о взаимосвязи этих нарушений с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития устной речи; что предопределяет зависимость овладения письменной речью от качества речевого развития, предшествующего письму.
С учетом степени несформированности речи Р.Е.Левина выделила три уровня ее недоразвития.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным отсутствием или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда в норме речь в основном сформирована. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений грамматических изменений слова, могут смешиваться слова, имеющие сходное звучание. Активный словарь состоит небольшого количества лепетных слов, звукоподражаний, которые часто сопровождаются жестами. Используемые слова не соотносятся точно с предметами и действиями. Способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова ограничена; преобладают корневые слова, лишенные флексий. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Один и тот же предмет в разных ситуациях дети могут называть разными словами, названия действий заменяются названиями предметов. Фразовая речь отсутствует, имеются попытки оформить лепетное предложение. В отраженной речи заметна тенденция сокращения слова до одного-двух слогов. Звуковой анализ слов недоступен, требуется длительная подготовительная работа.
На втором уровне речевого развития общение осуществляется посредством постоянных, искаженных фонетически и грамматически, речевых средств. В активном словаре используются не только существительные и глаголы, но качественные прилагательные, наречия, личные местоимения, изредка предлоги и союзы, нередко слово-замена применяется с частицей не. Наблюдаются неудачные попытки изменять слова по родам, числам и падежам. Способами словообразования дети не пользуются. Появляются рассказы о хорошо знакомых событиях (о семье, себе, товарищах). Дети могут дифференцировать числа существительных и глаголов. Звукопроизношение полиморфно нарушено. Артикуляция гласных неотчетлива, характерны замены твердых и мягких согласных. Дети могут правильно воспроизводить слова различной слоговой структуры, но правильно передается звуковой состав односложных слов, в остальных случаях происходит искажение, что задерживает овладение словарным запасом и грамматическим строем.
Материалы по педагогике:
Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...
Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении
Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу ...
Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе
интеграции искусств
Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел. Целью методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств. Задачи: 1. Обучающая – ...