Предпосылки письма у дошкольников с ОНР

Страница 3

Ошибки согласований в роде, числе и падеже; смешение временных и видовых форм глаголов, неправильное согласование и управление частей речи, замена словообразования на словоизменение, многочисленные ошибки использования предложных конструкций, нарушение связи слов в предложениях ведут к возникновению аграмматизмов и обнаруживаются в аграмматической форме дисграфии.

Многочисленные ошибки, связанные с недостаточным усвоением правил правописания выражаются в дизорфографии. Например, ограниченность словарного запаса, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове, затрудняющие поиск родственных слов для проверки, ведут к неправильному употреблению корневой гласной. Или соответствие ошибок на безударные гласные ошибкам в окончаниях, префиксах, суффиксах слов.

Также дети с речевым недоразвитием неправильно употребляют ударения, вследствие чего, в будущем могут возникнуть ошибки при написании гласного в ударном слоге.

Профилактика дисграфии является одним из важных вопросов теоретической и практической логопедии. Исследования О.Н.Правдиной, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше и др. показывают, что 20-30% детей к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка, а у некоторых оно сопровождается отклонениями в фонематическом развитии речи.

В настоящее исследователи дисграфии диагностируют психофизиологические особенности детей: расстройства внимания, памяти, пространственных представлений, уровень развития абстрактного мышления, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы, возбудимость, торопливость. Причиной неравномерности развития служит ухудшение здоровья детей дошкольного возраста, что не обеспечивает готовность к овладению письмом, приводит к увеличению распространенности дисграфии, к большому разнообразию ее этиопатогенетических механизмов и наличию у ребенка с дисграфией симптомокомплекса (минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация).

Усугублять симптоматику дисграфии могут недостаточность функций программирования, саморегуляции и контроля результата — базовых составляющих деятельности.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Она должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу.

В профилактике дисграфии мы предполагаем:

Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методические аспекты изучения формирования высказывания дошкольников с ОНР
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях . В свободном речевом общении средс ...

Отношение учащихся к урокам физической культуры в школе
В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от лично ...

Особенности строения и жизнедеятельности рыб
Выберите правильные утверждения 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. 2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+) 3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+) 4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. 5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+) 6 ...

Навигация