Познавательная деятельность в области звуковых обобщений и морфологического анализа обеспечивает ребенку дошкольного возраста подготовку к овладению письмом. Овладение письмом на уровне всех операций возможно, если ребенок владеет: навыком фонематического анализа, осознает фонематическую последовательность звуков в слове, его фонематическое восприятие позволяет услышать слово, звуки; он полноценно владеет слухопроизносительной дифференциацией всех фонем языка, навыком языкового анализа, которому подвергается слово или предложение, слово на фоне предложения, предложение на фоне текста. Он четко понимает полный набор звуко-буквенных ассоциаций, знает их обозначение и разделяет их; владеет базографическими навыками (умение держать ручку, видеть край строки, использовать нажим, сохранять позу сидения и т.д.), полным набором графем и правилами их соединения (прописные и строчные, печатные буквы).
Характеристика различных по структуре и симптоматике видов дисграфии, рассматриваемых в современных классификациях, позволяет выделить речевые и неречевые предпосылки нарушений письма, которые можно устранить в процессе профилактической работы с дошкольниками с ОНР. Поэтому в исследование включаются задания на изучение значимых для письма функций.
Теоретические основы включают и изучение ОНР с различных позиций: психолого-педагогической (О.Е.Грибова, Б.М.Гриншпун, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова и др.), нейропсихологической (Т.В.Ахутина, А.П.Воронова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, и др.), нейрофизиологической (З.С.Алиева, М.Э.Бернадская, Л.И.Фильчикова, М.Н.Фишман, Л.М.Щипицина и др.). Выявлена связь этого полимодального нарушения речи с несформированностью когнитивных операций, нарушениями развития познавательных процессов, незрелостью нейрофизиологических механизмов, недостатками психомоторного, эмоционального и социального развития детей. Недоразвитие речи у детей выражается в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. При первом и втором уровне речевого развития у детей выявляется полная неспособность к усвоению письма. Дети третьего уровня в условиях массовой школы, делая большое количество ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя, овладевают элементарными навыками письма. Для них характерна дисграфия. Поэтому в методику включаются задания на исследование особенностей внимания, слухоречевой памяти, мышления, лексической системы.
Теоретические основы предстоящего исследования включают и понятие «психологической готовности» ребенка к обучению в школе. Оно включаетличностно-мотивационную и волевую сферы, определенный уровень развития психических функций, некоторые учебные навыки. Поэтому в нашем исследовании предполагается изучение тонкой моторики и оптико-пространственого праксиса.
Помимо вышеперечисленного необходимо обратить внимание на состояние личностно-эмоциональной сферы, т.к. у дошкольников с ОНР могут быть проблемы в налаживании контактов со сверстниками или взрослыми, и как следствие, они могут отразиться на способности овладения письмом.
Если педагогическая стратегия будет выстаиваться не только с учетом подбора диагностических заданий для каждого возрастного периода и направленности на полноценную подготовку его к обучению в школе, но и включать личностно-ориентированный системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, то работа по профилактике будет более эффективной.
Материалы по педагогике:
История возникновения проектного метода обучения
Нельзя сказать, что в сфере проектирования и построения подростковых школ ничего не делается. К настоящему времени создано много альтернативных вариантов традиционному обучению, классно-урочной системе, среди них проблемно-ориентированные, открытые, проектные методы обучения и т.д. Истории известен ...
Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Св ...
Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...