Предпосылки письма у дошкольников с ОНР

Страница 5

Познавательная деятельность в области звуковых обобщений и морфологического анализа обеспечивает ребенку дошкольного возраста подготовку к овладению письмом. Овладение письмом на уровне всех операций возможно, если ребенок владеет: навыком фонематического анализа, осознает фонематическую последовательность звуков в слове, его фонематическое восприятие позволяет услышать слово, звуки; он полноценно владеет слухопроизносительной дифференциацией всех фонем языка, навыком языкового анализа, которому подвергается слово или предложение, слово на фоне предложения, предложение на фоне текста. Он четко понимает полный набор звуко-буквенных ассоциаций, знает их обозначение и разделяет их; владеет базографическими навыками (умение держать ручку, видеть край строки, использовать нажим, сохранять позу сидения и т.д.), полным набором графем и правилами их соединения (прописные и строчные, печатные буквы).

Характеристика различных по структуре и симптоматике видов дисграфии, рассматриваемых в современных классификациях, позволяет выделить речевые и неречевые предпосылки нарушений письма, которые можно устранить в процессе профилактической работы с дошкольниками с ОНР. Поэтому в исследование включаются задания на изучение значимых для письма функций.

Теоретические основы включают и изучение ОНР с различных позиций: психолого-педагогической (О.Е.Грибова, Б.М.Гриншпун, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова и др.), нейропсихологической (Т.В.Ахутина, А.П.Воронова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, и др.), нейрофизиологической (З.С.Алиева, М.Э.Бернадская, Л.И.Фильчикова, М.Н.Фишман, Л.М.Щипицина и др.). Выявлена связь этого полимодального нарушения речи с несформированностью когнитивных операций, нарушениями развития познавательных процессов, незрелостью нейрофизиологических механизмов, недостатками психомоторного, эмоционального и социального развития детей. Недоразвитие речи у детей выражается в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. При первом и втором уровне речевого развития у детей выявляется полная неспособность к усвоению письма. Дети третьего уровня в условиях массовой школы, делая большое количество ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя, овладевают элементарными навыками письма. Для них характерна дисграфия. Поэтому в методику включаются задания на исследование особенностей внимания, слухоречевой памяти, мышления, лексической системы.

Теоретические основы предстоящего исследования включают и понятие «психологической готовности» ребенка к обучению в школе. Оно включаетличностно-мотивационную и волевую сферы, определенный уровень развития психических функций, некоторые учебные навыки. Поэтому в нашем исследовании предполагается изучение тонкой моторики и оптико-пространственого праксиса.

Помимо вышеперечисленного необходимо обратить внимание на состояние личностно-эмоциональной сферы, т.к. у дошкольников с ОНР могут быть проблемы в налаживании контактов со сверстниками или взрослыми, и как следствие, они могут отразиться на способности овладения письмом.

Если педагогическая стратегия будет выстаиваться не только с учетом подбора диагностических заданий для каждого возрастного периода и направленности на полноценную подготовку его к обучению в школе, но и включать личностно-ориентированный системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, то работа по профилактике будет более эффективной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие творческ ...

Помощь ноосферному образованию
Высоко оценивая рождение принципиально новой российской системы ноосферного образования, решающей актуальные задачи сегодняшнего дня и устремленной к высоким целям воспитания ноосферной Личности будущего, мы должны, каждый на своём месте, всемерно помочь ей. Помочь выстоять, обрести прочную почву п ...

Особенности строения и жизнедеятельности рыб
Выберите правильные утверждения 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. 2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+) 3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+) 4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. 5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+) 6 ...

Навигация