В отечественной литературе существует еще несколько вариантов определения ведущей деятельности подростничества: Д.И.Фельдштейн выделял общественно-полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно-значимую деятельность.
Д.И. Фельдштейн считает, что в специально задаваемой общественно-полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости.
Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя подросток создает свое «Я».
В.В. Давыдов в общих чертах был согласен с Д.И. Фельдштейном относительно того, что личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении ими разных видов общественно-полезной деятельности. Однако ученый акцентировал свое внимание не на том обстоятельстве, что именно полезность этой деятельности, именно ее направленность на благо другим людям – близким и дальним – является развивающим фактором в подростничестве, а на значимости собственного участия в выполнении различных видов деятельности, где подростки, вступая в новые взаимоотношения между собой, получают подлинную оценку результатов опять-таки в коллективе.
В.В.Давыдов в некотором смысле повторяет мысль Э. Эриксона, который говорит о необходимости организации условий для пробы подростком себя в различных видах деятельности и в различных социальных ролях («время проб и ошибок») с целью обретения качественно нового уровня эго-идентичности, построения нового, объективного представления подростка о себе самом, о своих возможностях.
Еще одной характеристикой подросткового возраста является стремление ребенка к общению с товарищами (И.С.Кон, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Для подростка самое важное – быть принятым своей группой, найти в ней свое место. Если у него есть друзья, если его считают «своим», он чувствует себя полноценным человеком, он силен этим групповым «Мы».
К.Н. Поливанова в качестве ведущей деятельности подросткового возраста определяет – деятельность замысливания и проб. По ее мнению, для полноценного развития в этот период необходимо обеспечить ребенку условия, при которых он сможет не только реализовать свой замысел, но самое главное увидеть результат этого замысла, который поможет подростку преодолеть кризис и составить полноценное, объективное представление о себе самом.
В подростковом возрасте наиболее интенсивно формируется представление человека о себе. По мысли Г.А. Цукерман, поиск определений и определенности границ Я происходит через соотнесение Я в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь к индивидуальности лежит, прежде всего, через общение с другими. Мнения других являются важнейшим строительным материалом образа Я, это делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений. Это и интимно-личностные отношения, составляющие, по мысли Д. Б. Эльконина, ведущую деятельность подростков, и более широкие социальные отношения, определяющие смысл существования всей возрастной когорты. От того, как и насколько явно представлены подросткам глобальные цели и задачи возрастного развития, задаваемые широкими социальными ожиданиями, во многом зависит "нормальность" взросления.
В соответствии с классификацией Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность перестает быть ведущей в этом возрасте, а как мы знаем большое количество времени, подростки проводят в школе, где с упорством, достойным лучшего применения организуется именно учебная деятельность, т.е. продолжая занимать большую по времени часть жизни ребенка, и именно по успехам в ней оценивается успешность самого ребенка. Таким образом, происходит несоответствие задачам возраста.
Материалы по педагогике:
Характеристика и особенности речи детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Необходимость проведения коррекционно-речевой работы в общеразвивающих группах связана с тем, что до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные ...
Воспитательная работа с учащимися начальных классов как
средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...
Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...