XXI век – время новых технологий и высоких скоростей - предъявляет к современному человеку требования непрерывного образования и развития его способностей.
Ключевым в развитии способности к самообразованию, к появлению ценности образования как такового является подростковый возраст, так как именно в это время происходит формирование основных нравственных норм, ценностей, правил, которые будет определять последующий ход развития человека, закладываются основные предпосылки для формирования ответственной, самостоятельной и активной личности. Отсюда вытекает задача о необходимости построения такой подростковой школы, в рамках которой было бы возможно организовать условия, соответствующих выполнению названной выше задачи, а также соответствующих реализации основных задач и особенностей подросткового возраста.
Основными моментами в построении подростковой школы, по мнению С.Е.Шишова и В.А.Кальнея, должны стать – организация условий для реализации ведущей деятельности подросткового возраста – социальной, в рамках которой возможна смена позиции педагога по отношению к ученику, заключающуюся в переходе от авторитарного руководства к равноправному взаимодействию. А также организация условий, в рамках которых было бы возможно реализовать основные потребности возраста, а именно предоставить подросткам возможность для проявления инициативы, права на самостоятельные и одновременно социально осознанные действия, возможность для самореализации, пробы себя в различных видах деятельности и в разных социальных ролях.
В рамках традиционной школы, в логике строго регламентированного учебного плана, закрытого для изменений, навязанного ученикам без всякой возможности его критики, нет возможности для развития названных выше особенностей личности подростка. Традиционная школа не только не отвечает основным задачам возраста, не предоставляет условий для эффективного развития детей, но и остается абсолютно безучастной к изменениям, происходящим в современном обществе.
Таким образом, назрела необходимость в построении нового типа образования, в котором будут учтены особенности подросткового возраста, и где будет возможно появление качественно новой позиции учителя по отношению к ученику, так как именно учитель, по мнению Д.Б.Эльконина, является тем посредником, который строит учебный процесс, в рамках которого происходит образование подростка.
На наш взгляд, новая позиция педагога по отношению к ребенку должна заключаться в переходе от авторитарного руководства к равноправному взаимодействию со своими учениками, что, по сути, является одной из основных потребностей подросткового возраста, заключающуюся в формировании новообразования «чувства взрослости» у подростка, требующего от взрослых смены отношения к подростку не как к ребенку, а как к равному партнеру по взаимодействию и общению.
Роль педагога в реализации проектных и продуктивных методов образования способствует удовлетворению данного новообразования подросткового возраста. В рамках данных методов образования позиция педагога приобретает качественно новую направленность, заключающуюся в отходе от просто преподавания – к консультированию. Т.е. вместо учителя как носителя информации, транслирующего культуру, проектное обучение ведет консультант, который использует свои способности для того, чтобы инициировать, развивать, сопровождать, и помогать каждому учащемуся самостоятельно формировать его собственные способы учебы.
Целью работы является
: изучение деятельности педагога, работающего в рамках проектного метода обучения.
Задачи
:
1. Анализ основных психологических характеристик подросткового возраста;
2. Анализ условий учебного процесса в общеобразовательной школе;
3. Анализ метода проектов с точки зрения соответствия основным задачам подросткового возраста;
4. Выделить основные принципы в деятельности и позиции педагога по отношению к ученику на примере осуществления проектного метода обучения в лицее №1.
Объект
– деятельность учителей, участвующих в реализации проектного метода обучения в подростковой школе
Предмет
– позиция учителя при реализации проектного метода обучения
Гипотеза:
Успешная реализация проектного метода обучения в общеобразовательной школе требует смены акцента предмета деятельности учителя с учебного материала на деятельность ребенка.
Методы исследования:
· Опрос-самоанализ учителей-участников эксперимента с целью выявления их понимания целей и задач проектного метода;
· Контент-анализ данных опроса учителей-участников эксперимента о новой позиции в их деятельности в рамках проектного метода обучения
Материалы по педагогике:
Характеристика программы и её коррекция после констатирующего исследования
На основе результата констатирующего исследования, была разработана программа занятии для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому. Программа занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому
. «Мои отношения с разными формами жизни» Пояснительная записка В последне ...
Создание и развитие системы среднего музыкального образования
Если на протяжении 1918-1919г.г. подготовка специалистов средней квалификации частично осуществлялось через разнохарактерные профессиональные школы, мастерские, вечерние профессиональные курсы, то уже к 1920г. явно назрела необходимость организации в системе профессионального образования более четк ...
Особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой
психического развития
Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложн ...