Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Страница 3

Кожно-кинестетический фактор (анализ звука, подбор артикуляционной позы) предполагает выделение нижне- и верхнетеменных синдромов. В первом случае говорят о действиях «рукой-лопатой», трудностях при воспроизведении артикуляционных поз (проговаривание во время письма помогает руке). У ребенка сейчас получилось действие, а в следующий раз он сам не может повторить, и коррекцию надо вновь начинать сначала. Во втором случае нарушается овладение внешним пространством, ощущение собственного тела, нет восприятия комплекса сигналов, что важно при произвольном манипулировании во время письма. Поэтому в методике есть задания на исследование состояния ручной моторики и состояния оптико-пространственного праксиса.

Зрительно-гностический фактор (неузнавание знаков проявляется симптомами буквенной агнозии) предполагает две причины: нераспознавание знаков и сбои в пространственно-зрительной зоне элементов букв, зеркальное написание. Поэтому в методике присутстсвуют задания на исследование речезрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти.

Модально-неспецифический фактор у ребенка имеет длительный этап созревания и позволяет организовывать движения в реальном пространстве, овладевать квазипространственными представлениями в речи (взаимное расположение предметов, выраженное предлогами, понимание степеней сравнения, падежей, конструкции типа «после того как; сначала – потом». (Причем возникшие проблемы сами не решаются, весь путь надо проходить заново изначально со слухового гностического фактора). Поэтому в методику включены задания на выявление навыков словообразования, употребления предложных конструкций имен существительных множественного числа, дифференциацию предикативных форм.

Нарушения лобных факторов: премоторного (кинетического) и префронтального (фактора произвольной регуляции) исключают возможность приспособления к движению: плавного перехода с одного действия на другое, приводя к нарушениям слитности письма. (Рубинштейн Н.А. «Организация движений»: теменнопремоторный уровень организации движений возникает к 6-7 годам и выражается в умелости, тонкости движений, анализе позы, опоре на память, плавности перехода, пространственной организации. При символическом уровне организации необходимо осознавать, что сделанное замечание, например о звукопроизношении при связном рассказывании, может спустить ребенка на уровень ниже, вплоть до кортикально-стриального уровня (удержания позы). Поэтому в методику включены пробы на организацию целостного движения и исследование уровня самоконтроля.

Для определения готовности к овладению навыками письма на базе развития графомоторных навыков в исследовании прогнозируется выявить:

уровень сформированности ориентировки на листе бумаги, соблюдение правильных действий с карандашом, нажим грифелем на лист при выполнении;

умения проводить различные линии в заданных направлениях, умение копировать изображения предметов;

умения детей работать по образцу, передавать изображения в графическом плане, работать на тетрадном листе, копировать ряды, соблюдая интервалы, очередность, параллельность, умение доводить задание до конца.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Анализ педагогических технологий
Анализ педагогических технологий проводили многие ученые. В своей работе я рассмотрела анализ педагогических технологий, который предлагает Колеченко А.К. в своей книги «Энциклопедия педагогических технологий» Игра Цели: Инсценировка игры учит учащихся анализировать и оценивать сложные проблемы чел ...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...

Навигация