Процесс письма требует сосредоточенности, внимания и определенной готовности руки воспроизводить серии плавных, непрерывных, мелких движений. Даже если все вышеперечисленные функции сформированы, отсутствие готовности руки к письму замедляет и усложняет процесс его овладения.
Ошибки грамматического строя в устной речи также отражаются на письме и проявляются в аграмматической дисграфии. Поэтому у дошкольников в полной мере должна быть сформировано правильное грамматическое оформление речи.
Многие авторы (Р.Е.Левина, К.П.Беккер, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Л.Г.Милостивенко, НС.Жукова, Е.М.Мастюкова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др. указывают, что у детей с ОНР вместе с системным нарушением речи несовершенна координация движений, имеются нарушения развития мелкой моторики рук. Низкий уровень развития имеют двигательный и зрительный анализаторы, непосредственно участвующие в восприятии и воспроизведении букв. Несформированность оценки пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения формы букв у детей с ОНР, затрудняет ориентировку на листе, строке при необходимости дифференциации пространственных характеристик: правая-левая сторона, ниже-выше строки, ближе-дальше, около-внутри, под-над и т.д.
Таким образом, для успешного усвоения навыка письма в дошкольном возрасте при развитии ВПФ необходимо сформировать фонетико-фонематические функции, лексико-грамматический строй речи, зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, устранить нарушения в звукопроизношении.
Выявленные нарушения при овладении навыком письма, и как следствие, являющиеся предпосылками возникновения дисграфии на начальном этапе обучения в школе определяют содержание и основные направления методики констатирующего эксперимента. Поэтому в методику включены задания
на выявление уровня сформированности неречевых предпосылок письма: зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, зрительной памяти;
на исследование особенности сформированности речевых предпосылок, включающих компоненты: звукопроизношение, словарный запас, фонематические процессы, произношение слов различной слоговой структуры, речеслуховая память, речезрительная память;
на выявление особенностей сформированности самоконтроля, самооценки умения выделять собственные и чужие ошибки.
Четвертый этап проведен для сопоставительного анализа результатов исследования: выявления уровней сформированности речевых и неречевых предпосылок и выявления взаимосвязи с уровнем самоконтроля с использованием методов математической обработки.
Изменения в психических функциях в целом определяют нейропсихологический синдром, базирующийся на расположении фактора, поэтому в нашем исследовании предполагается синдромный анализ. При овладении письмом обнаруживается дефицитарность многих факторов.
Модально-специфические факторы
Слуховой гностический (вычленение, распознавание фонем) – поэтому в методике используются задания на исследование фонематического восприятия.
Ребенок может медленно воспринимать звуки, но по мере совершенствования участка улучшается слухоречевая память (при медленной скорости ребенок понимает, но при быстрой скорости ребенок может не воспринимать длинные фразы). Следовательно, в методику включаются задания на исследование слуховой, слухоречевой памяти.
Материалы по педагогике:
Структура урока с целью самостоятельного построения рассуждения по тексту
С целью формирования умений рассуждения в письменной речи на иностранном языке мы предлагаем следующую структуру урока: 1. Определение типа задания Предлагая учащимся тему эссе, нужно следить за тем, чтобы, прочитав задание, они могли определить, какой вид сочинения необходимо написать: письмо с вы ...
Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у
старших дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к с ...
Организация работы по выразительному чтению как
средство глубокого понимания художественного текста
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и реч ...