Философский подход, фантастику и гротеск также близкие мировосприятию старших школьников соединил в своём творчестве выдающийся чешский писатель и драматург Карел Чапек. Из творчества этого драматурга мы рекомендуем прочитать девятиклассникам пьесу «Средство Макропулоса»,в которой нашел отражение осторожный и одновременно ироничный подход к новым изобретениям, в идеале способным дать человеку высшее счастье. Долгая жизнь в 300 лет мучительна, не приносит счастье, делает человека неспособным к эмоциям, равнодушным к надоевшей жизни. Человек перестаёт любоваться жизнью и ценить любовь, если не боится ничего потерять. Оказывается, смерть придаёт жизни красоту и нравственное начало.
Вниманию учащихся также предлагается пьеса одного из крупнейших реформаторов театра в ХХ веке Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». Драматург создал теорию эпического театра, задачей которого было, с одной стороны, возродить традиции народного театра древнегреческого типа, а с другой – внести в мир современного театра, грешащего чрезмерным субъективизмом или же развлекательными тенденциями, объективное начало. Зритель должен не сопереживать действию, а критически смотреть на него несколько отстранённым и объективным взглядом. Театральные постановки должны сорвать с действительности субъективные и мистические покровы, обнажить конкретные реалии, язвы действительности, истинные законы существования во имя революционного изменения жизни. Для этого каждое явление подаётся исключительно со своей смысловой стороны, все образы обобщаются и подаются в неожиданном ракурсе, сценические эффекты минимализируются. Примером такого театра может служить одна из наиболее популярных пьес Брехта, также предлагаемых для самостоятельного прочтения девятиклассникам – «Мамаша Кураж». Внешне пьеса представляет собой историческую хронику. На фоне событий Тридцатилетней войны (Германия, XVII век) автор изображает похождения маркитантки Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж за свой бесшабашный нрав, которая отправляется на войну со своими тремя детьми в надежде на обогащение. К концу пьесы она теряет постепенно всех своих детей, но тащит с глупым упорством свою тележку дальше, не желая расстаться с реальностью войны. Материнство и надежды на своё маленькое счастье несовместимы с войной, а стремление на чужих страданиях решить свои материальные проблемы внутренне порочна. Внутренне пьеса обращена к современности, она написана в обстоятельствах разгорающегося пламени Второй мировой войны и должна служить предостережением для современников. В соответствии с теорией эпического театра каждая картина пьесы предваряется изложением содержания, вводятся зонги (комментирующие песни, подобно хору у Эсхила). Эти непростые для понимания пьесы не только заинтересуют школьников, но и позволят особым образом завершить историческое «путешествие» по зарубежной драматургии – обращение Брехта к традициям Античного театра создают условия для красивой кольцевой композиции разговора об истории зарубежного театра.
Итак, руководствуясь данными принципами отбора драматических произведений зарубежных авторов и организации процесса их изучения в 9 классах, мы разработали методику работы в каждом из классов, обеспечили ее разработками отдельных уроков, представляющих образцы организации видов учебной деятельности учащихся, примеры аналитических и творческих заданий, системой взаимосвязи урочной деятельности и внеурочных мероприятий. Целью, определившей структуру и задачи предлагаемой методики, стало формирование необходимых для анализа драмы знаний, умений и навыков, развитие способности творческого восприятия и неравнодушного отношения к драматическому произведению, его театральному или кинематографическому воплощению.
Методические материалы апробировались во время прохождения педагогической практики в СОШ № 23 г. Южно-Сахалинска.
Проводимый эксперимент состоял из следующих этапов: констатирующий срез, экспериментальное обучение, контрольные и проверочные работы в ходе экспериментального обучения, итоговый срез, статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального обучения, анализ итогов и выводы.
Констатирующее исследование, материалы которого представлены во второй главе работы, было посвящено изучению восприятия современными подростками (9 классы) драматических произведений и их интерпретации, выявлению факторов, способствующих развитию у школьников интереса к изучению классических зарубежных драматических произведений. Результаты данного этапа исследования позволили судить о реально невысоком уровне сформированности у восьми- и девятиклассников их читательской компетентности. Анализ результатов констатирующего среза позволил выявить причины сложившейся ситуации (среди которых надо отметить связанные с возрастными и личностно-ориентированными особенностями старшеклассников, со спецификой литературного материала, а также с процессом преподавания литературы в школе; второй главы настоящего исследования), наметить научно обоснованные методические условия успешного изучения классических зарубежных драматических произведений.
Материалы по педагогике:
Принцип
гуманистической направленности воспитания
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского, а начиная с эпохи ...
Роль физической культуры и спорта в формировании
здорового образа жизни
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним ...
Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на
уровне родительского комитета
В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками. Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к ка ...