Н.И. Гуткина анализируя мотивы учебной деятельности на начальном этапе обучения первоклассников выделяет познавательные мотивы, социальные и мотивы достижений:
- познавательные мотивы - мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
- социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебой: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими одноклассниками;
- мотивы достижений в начальных классах нередко становится доминирующими. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Дети, обладающие выраженной мотивацией избегания неудачи, стараются избежать низкой оценки и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, наказаний со стороны родителей. В этой связи представляется важным как можно более полно использовать формирующийся мотив достижения успеха, т. к. это данный мотив приводит к развитию разнообразных способностей индивида.
Н.Ф. Талызина считает, что в младшем школьном возрасте преобладают 3 группы мотивов:
- широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования и самоопределения. Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает мотивационную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают, как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако стоит отметить, что эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с некритичным отношением к себе и завышенной самооценкой;
- узколичностные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе;
- учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня интеллектуальной готовности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.
Проблема уровней развития мотивации учения наиболее подробно разработана А.К. Марковой. Она выделяет пять основных уровней учебной мотивации. Первый уровень – это высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Второй уровень – это хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Третий уровень – это положительное отношение к школе, при этом школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с одноклассниками и учителями. Им нравятся внешние атрибуты школьной жизни (ранец, ручки, тетради и т.д.). Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и сам учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень – это низкая школьная мотивация. Такие дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие дети находятся в серьезной адаптации к школе. Пятый уровень – это негативное отношение к школе, школьная дезадаптация6. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о начале младшего школьного возраста как о периоде “первоначального, фактического склада личности”.
Материалы по педагогике:
Методика проведения утренней гимнастики
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна ...
Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках
литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...
Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...