Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

Страница 7

Память. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Начало младшего школьного возраста характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений данного возраста является начальный этап перехода ребенка от непроизвольного к произвольному запоминанию. Важной особенностью этого возраста также является и то обстоятельство, что перед ребенком 6 - 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, а также смысловое и ассоциативное связывание материала. К началу обучения в школе структура памяти кардинально меняется в связи со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

У детей 6 - 7 лет игровая деятельность все еще занимает доминирующее положение и поэтому ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. По мнению Е. Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимости. Основой развития памяти на данном этапе является плавный переход от игровой деятельности к учебной.

Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями первоклассник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую.

Наглядно - действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметом, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем детстве. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало.

В ходе наглядно - образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предметов, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность наглядно - образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения и взаимодействия сразу нескольких предметов.

Словесно - логическое мышление ребенка выражается в том, что ему приходится заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста следует учесть то, что обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает устойчивыми психологическими особенностями, которые не могут быть ликвидированы. Особенности развития памяти могут выражаться в том, что одни дети имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, а третьи – зрительно - двигательный. У одних наглядно - образное мышление, а у других – абстрактно - логическое. Одним детям легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух. Некоторым требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей и препятствует психологической адаптации ребенка.

Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация также являются необходимыми условиями развития памяти. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Именно поэтому необходимо уделить значительное внимание по развитию памяти у первоклассника.

Воображение. Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок младшего школьного возраста может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует и поэтому граница между реальным и вымышленным отсутствует. Материал, из которого построено воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности, в том числе и учебную.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Позиция учителя при реализации проектного метода обучения
Анализ основных принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения, был сделан на основе работ И.Д.Фрумина, А.Н.Тубельского, О.С. Газмана, Т.М. Ковалевой среди них: 1. 1. Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. Педагог признает и уважает индиви ...

Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно ...

Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией
По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную. В случаях отсутствия органических нарушений говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механичес ...

Навигация