Значения слов, обозначающих окружающие предметы, учащиеся усваивают очень легко, потому что перед ними - готовое наглядное пособие.
С показом предметов окружающего мира связан и урок-экскурсия. В первом классе такие уроки проводятся в школьном дворе, в саду, в поле. Учитель заранее отбирает слова для усвоения, намечает приёмы их семантизации.
Уроки-экскурсии можно проводить по темам "Наша школа", "Наше село", "Школьный сад", "Осень", "Зима" и т.д.
Самым эффективным и наглядным пособием на уроках русского языка следует считать картинку. К.Д. Ушинский писал: "Кто не замечал над собой, что в памяти нашей сохраняются с особой прочностью те образы, которые мы воспринимаем сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлечённые идеи, которые без того изгладились бы быстро. Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно над ними мучиться, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету".
Для раскрытия и закрепления значений слов в начальных классах могут быть использованы сюжетные и предметные картины. В первом классе, когда словарный запас учащихся ещё беден, чаще используются картинки с изображением отдельных предметов. У учителя имеются комплекты предметных картинок по каждой лексической теме, например, по теме "Домашние животные": корова, телёнок, лошадь, осёл, собака, кошка, овца, коза, свинья. Аналогичные же картинки, но меньшего формата, должны быть и у учащихся.
Методика использования предметных картин для семантизации новых слов очень проста. Учитель показывает детям картинку и называет слово, например, корова. Картинки можно использовать и для объяснения действия или признака предмета.
Предметные картинки учитель использует также для развития связной русской речи. Такая работа практикуется уже начиная с первого класса, это как бы подготовительная работа для перехода к сюжетным картинам. Например, при работе над картинкой, изображающей корову и телёнка, учитель спрашивает: Это кто? А кто это? (показывает телёнка). Что делает корова? Корова большая или маленькая? А телёнок? Учащиеся рассматривают картинку и отвечают: Это корова, а это телёнок. Корова ест сено. Она большая, а телёнок маленький. Он стоит. Во втором и третьем классах по мере расширения лексического запаса детей усложняются вопросы учителя и ответы учащихся. Они учатся сопоставлять небольшие рассказы, писать сочинения.
Это и другие приёмы способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Начиная с первого класса на каждом уроке в результате различных речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ, работа с использованием наглядности) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.
Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картинке, описания предметов. Учитель заранее намечает, какие новые слова должен усвоить ученик на данном уроке, какие из ранее усвоенных должен закрепить. Методические приёмы проведения словарной работы, характер вопросов зависят от подготовки учащихся по русскому языку. Если такая работа проводится в первом классе, учитель обычно задаёт подсказывающие вопросы, помогает учащимся выбрать нужные слова, например: Это кто? Мальчик читает? А девочка что делает? Комната светлая? Мама стирает? Во втором и третьем классах характер вопросов усложняется. На один вопрос ученик отвечает двумя-тремя предложениями.
Материалы по педагогике:
Цели и функции контроля
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, ...
Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельно ...
Совместная творческая деятельность как средство формирования
коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные из ...