Методы и приёмы словарной работы

Страница 2

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Хотя специального словаря для начальной школы не создано, есть всё же справочная литература энциклопедического типа, например, книга "Кто такой? Что такое?". В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Объяснение значения слова путём показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, от степени самостоятельности привлечённых к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.

7. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда) - один из наиболее часто применяемых приёмов: холят - ухаживают, окружают заботой; витязь - воин; нарекся - назвался. Приём не вызвал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников, - если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. Например, дети читают отрывок из повести В. Катаева "Сын полка": "Как не похож был этот Горбунов (в бою) на того Горбунова, которого Ваня привык видеть, - чисто выбритого, белого, розового, доброжелательного. Но если тот Горбунов был просто хорош, то этот был просто прекрасен". Разбирая значения слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, начисто стирая выразительность языка писателя. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишённым оттенков и окрасок. В подобных случаях уместен другой приём: объяснить, что слова просто хорош и просто прекрасен в данном случае автор противопоставляет, чтобы подчеркнуть яркий образ солдата в бою, грозного, могучего, охваченного радостью победы над врагом.

8. Некоторые слова могут быть объяснены путём подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Примером использования смысловой противоположности слов может служить стихотворение В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?": чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

9. Развёрнутое описание, иногда состоящее из группы слов, иногда - из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранять непринуждённость беседы.

Усвоение огромного запаса слов не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение её основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

В методике начального обучения в многонациональной школе используются следующие приёмы объяснения новых слов, их значений:

Объяснение значения слов с применением различных видов наглядности (показ предмета, действия, качества, показ картинки, диафильма и т.д.).

Перевод нового слова на родной язык.

Раскрытие значения слов путём толкования на русском языке.

Подбор синонимов или антонимов из изученных слов.

Подбор слов-действий и качеств к словам-предметам.

В дагестанской начальной школе один из самых распространенных и доступных способов объяснения слов - это показ предметов, картин, схем, рисунков, т.е. наглядный способ.

Для объяснения новых слов с самых первых дней обучения русскому языку используются в качестве наглядного пособия классные предметы, учебные принадлежности и т.д., учитель учит детей указывать и называть сначала предметы по-русски, затем называть их действия и качества: стол, окно, стол стоит, окно большое и т.д. При необходимости учитель приносит в класс другие предметы, показывает и называет их. Учащиеся повторяют, употребляя новые слова в знакомых грамматических формах и фразах. Например, учитель показывает мяч и говорит: Вот мяч. Это мяч. Где мяч? Вот мяч. Это что? Какой мяч? Красный мяч и т.д.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Диагностика учебной мотивации младших школьников
Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становят ...

Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Св ...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний уча ...

Навигация