Методы и приемы формирования познавательного интереса в коллективных воспитательных делах с учащимися младших классов

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Методы и приемы формирования познавательного интереса в коллективных воспитательных делах с учащимися младших классов

Страница 1

Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе.

Цель формирования познавательного интереса в воспитательном процессе выступает интегрирующим признаком, требующим единства функционирования в нем методов воздействия на сознание, способов организации деятельности и путей стимулирования поведения школьников. Организационную, воспитательную эффективность нашей методики определяет совокупное комбинирование этих методов в проведении каждого воспитательного дела.

Нами был подобран комплекс внеклассных мероприятий, активизирующий познавательный интерес к учебным предметам.

Литературное чтение.

Основной метод – работа с книгой.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений нами выбраны работа с книгой, метод беседы с помощью познавательных вопросов, иллюстративный метод; ведущим в практической организации деятельности выступил метод работы в микрогруппах; арсенал способов стимулирования составляют игровое оформление, соревнование, поощрение.

Ключевой целью включения данного метода в работу является пробуждение познавательного интереса. Эффективность ее достижения обусловлена обучением детей самостоятельной работе с книгой.

Используемые приемы:

- прием анализа содержания по самостоятельно составленным вопросам;

- прием обучения интонационному оформлению вопросительных и восклицательных предложений. «Попробуй ты задать вопрос»;

- прием изложения содержания прочитанного;

- прием составления загадок;

- прием выделения главного персонажа и других действующих лиц произведения и развертывание познавательного маршрута вокруг него;

- прием использования пословиц;

- прием составления творческих рассказов, сочинений;

- прием иллюстрирования прочитанной мысли;

- прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений;

- прием составления плана прочитанного.

В течение прохождения педагогической практики нами было проведено 3 внеклассных мероприятия по литературному чтению, с целью формирования познавательной активности школьников.

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия

Общая характеристика мероприятия

«День сказки»

Формирование познавательного интереса к урокам литературного чтения во внеурочное время.

Проводится в форме утренника.

К утреннику заранее подготовлены: а) выставка рисунков «Моя любимая сказка»; б) выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой»; в) выставка книг сказок; г) плакаты-иллюстрации к сказкам.

Основные приемы:

- групповая работа;

- прием составления загадок;

- прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений;

- прием составления творческих рассказов, сочинений.

«Литературный ринг»

В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.

Проводится в форме игры.

К уроку заранее подготовлена книжная выставка любимых книг.

Основные приемы:

- групповая работа;

- прием использования пословиц;

- прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений;

- прием изложения содержания прочитанного;

- прием иллюстрирования главной мысли произведения.

«Урок-путешествие в Книгоград».

(по произведениям Н.Н. Носова)

В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.

Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа).

Проводилось в форме коллективного творческого дела. Ученики заранее рисовали иллюстрации и составляли свои кроссворды к полюбившимся произведениям Н.Носова.

Основные приемы:

- антиципация (предугадывание);

- прием иллюстрирования прочитанной мысли;

- прием анализа содержания по самостоятельно составленным вопросам;

- прием изложения содержания прочитанного.

Математика.

Основные методы: проблемный и частично-поисковый.

Основные приемы, используемые для формирования познавательного интереса школьников:

- проблемные вопросы;

- практические работы исследовательского характера;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...

Содержательная основа профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии
Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них. Ритмика · дает учащимся элементарные осн ...

Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...

Навигация