В магазине ученик (покупать тетрадь).
В школе ученица (читать книга).
Или: (…огород) дети убирают (свёкла).
3. Перевод с русского языка на родной и с родного на русский. В подготовительном, 1 и 2 классах учитель говорит русские слова и самые несложные предложения с этими словами и предлагает учащимся перевести их на родной язык или, наоборот, говорит на родном языке, а дети переводят слова на русский. В 3 классе эта работа несколько усложняется, причём здесь могут быть предложены письменные переводы.
4. Постановка вопросов и ответы на вопросы. Например: Кто строит дом? - Плотник (строитель) строит дом. Кто пашет поле? - Тракторист пашет поле и т.п.
5. Придумывание слов с противоположными значениями. Учитель произносит слово и предлагает детям назвать слово с противоположным значением, например: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий и т.п. Или сами дети подбирают слова для справок, а во 2 и 3 классах учащиеся подбирают их самостоятельно.
6. Проведение во 2 и 3 классах упражнений с синонимами, характеризующими один и тот же предмет. Учитель предлагает учащимся составить фразы, присоединяя к одному и тому же подлежащему различные сказуемые, близкие по своему значению. Образец упражнения:
Что делает?
Ветер дует, завывает, воет, шумит …
Снег падает, летит, идёт …
Или:
Что дует, завывает, шумит? Ученик отвечает: "Ветер".
Наряду с фронтальным опросом всех учащихся в целях проверки прочности усвоения слов, изученных за неделю, четверть и т.д., возможен индивидуальный контроль, который осуществляется обычно путём устного опроса на уроках.
В различных классах количество слов для усвоения на одном уроке неодинаково. В подготовительном и 1 классах на каждом уроке следует давать в среднем 2-3 новых слова, предназначенных для активного усвоения. В этих классах большое внимание и значительное время должно быть уделено обучению произношению усваиваемых слов.
В дальнейшем, во 2 и 3 классах, количество слов, вводимых в течение одного урока, можно увеличить от трёх до пяти.
Слова с конкретными значениями нужно давать в большом количестве, чем слова с отвлечёнными значениями, однако не выше указанной нормы. Нужно помнить указания К. Ушинского: "Пусть дети приобретут понемногу, но не теряют ничего их приобретённого и пользуются им для приобретения нового".
Кроме того, способность воспринимать и запоминать у детей разного возраста имеет свои границы. Учащиеся должны ежедневно запоминать новые слова и фразеологические обороты, но нельзя чрезмерно перегружать их этой работой.
На протяжении всего курса русского языка в дагестанской начальной школе большое значение придаётся словарной работе.
Грамотно поставленная словарная работа по русскому языку обеспечивает своевременное усвоение и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала на всех этапах обучения, предусматривает углубленную подготовку в старших классах и дальше - к единым государственным экзаменам, совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников.
Из усваиваемой лексики наиболее частотные слова входят в активный словарь. Им пользуются дети в своей повседневной речевой практике.
Для практики преподавания русского языка очень важно правильное определение количества слов для активного усвоения. Психологами доказано, что завышение объёма учебного материала приводит к существенным трудностям усвоения. Поэтому не следует увеличивать количество слов для активного словаря. Следует добиваться закрепления вновь усваиваемых слов, их значений. Установлено, что новое слово, отобранное для активного усвоения, необходимо вводить в речевую практику в течение 7-8 уроков подряд с момента его первоначального введения в речь.
Учащиеся имеют также и пассивный словарь. Он состоит из слов, которые дети понимают при чтении книг, журналов, газет, при слушании радио - и телепередач, в речи других лиц. Словами пассивного словаря учащиеся не пользуются в своей речи. Однако постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря.
Материалы по педагогике:
Обучение методам построения алгоритмов
Главной целью раздела алгоритмизации является овладение учащимися структурной методикой построения алгоритмов. Традиционно применяемым дидактическим средством в этом разделе являются учебные исполнители алгоритмов. Главным достоинством учебных исполнителей является: ясность для ученика решаемых зад ...
Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...
Методические
особенности подготовки школьников в области информатики и информационных
технологий
В основу курса информатики и информационных технологий в 5 классе положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолж ...