Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Страница 3

В начальной школе можно рекомендовать следующие задания для повторения слов: назвать предметы по картине; включить данные слова в ответы на вопросы; употребить их при составлении вопросов к прочитанному тексту или картине; перевести слова на родной язык или с родного языка на русский; выбрать из прочитанного текста однокоренные слова, слова с общим суффиксом, с общей приставкой (2-3 классы); подобрать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значениями (во 2 и 3 классах); выписать из прочитанного текста меткие выражения (в 3 классе) и заучить их.

Можно рекомендовать учащимся группировать слова, например: по лексическим темам (подготовительный - 1 класс) - учебные предметы, одежда, названия домашних животных, пушных зверей, птиц, мебели, посуды и т.п.; по фонетическому признаку - слова с начальными гласными а, о, у, и, е, назваными учителем согласными, с трудными звуками ш, ж, щ и т.п.; по морфологическому признаку - слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Что делать? Что делают? Какой? Какая? Какое?

Во 2 и 3 классах учащиеся могут группировать слова по лексическим темам, предусмотренным для этих классов, а также слова с общим корнем, с общим суффиксом, с общей приставкой, например: дом - домик, стол - столик, двор - дворик, учитель, писатель.

Учащиеся 2 и 3 классов могут подбирать к данному слову, обозначающему предмет, другие слова, характеризующие его с разных сторон, например: Солнце светит, греет, всходит, заходит, жжёт, печёт, улыбается. Снег что делает? - Снег падает, идёт, летит, сыплется, тает. Ветер что делает? - Ветер дует, шумит, воет, стучит, ревёт. Дождь что делает? - Дождь льёт, идёт, брызжет, каплет, стучит и т.д. Снег какой? - Снег белый, мокрый, пушистый, холодный, рыхлый и т.д.

Расширению словарного запаса учащихся также способствует заучивание устойчивых словосочетаний, например: Солнце светит, дождь идёт, снег падает и т.п. Можно предложить учащимся вспомнить заученные ранее стихотворения и назвать выражения, в которых говорится о солнце, например: Рано солнышко взошло. Светит солнышко в окно. Солнце печёт, липа цветёт и т.п.

Назовём несколько приёмов, которыми следует пользоваться при проверке усвоения новых слов младшими школьниками национальной школы.

Коллективное повторение новых слов на ту или иную тему, изученную в классе. Например, учитель предлагает детям вспомнить и назвать слова, которые они знают по теме "Школа". Он называет ситуации, в которых дети должны использовать эти слова, например, в диалоге: Встретились два мальчика: один идёт в школу, а другой - из школы. О чём они могут разговаривать? Или: Две девочки идут вместе в школу. О чём они могут спрашивать друг друга?

Учитель отмечает слова, которые дети произносят неправильно, и те, значения которых они понимают недостаточно точно. В подготовительном и 1 классах такие упражнения нужно проводить устно, во 2 и 3 классах - устно и письменно. Выявив недостатки в усвоении слов по данной теме, учитель намечает упражнения для их устранения.

Составление предложений с данными словами. Учитель пишет на доске группы слов, из которых нужно составить предложения. В подготовительном и 1 классах слова даются в той форме, в какой они должны войти в предложение, а именно: учитель пишет три-четыре подлежащих, два-три сказуемых и два-три дополнения или определения и предлагает придумать предложения с этими словами. Сначала предложения составляются устно, затем записываются на доске и в тетрадях.

Учитель пишет на доске три столбика слов для составления предложений. В первый столбик вносит подлежащее, во второй - сказуемые, в третий - дополнения. Во 2 классе можно перед дополнениями дать столбик с определениями, например:

Мальчик пишет новое платье

Девочка шьёт трудную задачу

Ученик решает большое письмо

Из данных слов нужно составить предложения:

Мальчик пишет большое письмо. Девочка шьёт новое платье. Ученик решает трудную задачу.

В 3 классе подобные упражнения могут быть значительно усложнены. Можно увеличить количество слов в столбиках или слова двух-трёх столбиков дать в начальной форме. Ученик сам должен изменить данные слова так, чтобы получилось правильно построенное русское предложение. Например, ученикам даются следующие слова:

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово
Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Из­вестно, как много труда вложил великий ученый в дело просвещения России. Он неустанно думал над способами популяризации научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не ограничивать ...

Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...

Навигация