Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Страница 2

При выполнении упражнения для закрепления и активизации изученной лексики обращается особое внимание на недостаточно усвоенные стороны отдельных слов.

Кроме того, ведётся индивидуальный учёт усвоения учащимися изученной лексики. В тетради на каждого ученика отводится несколько страниц, куда заносятся те слова, которые не вошли в его активный словарь. Здесь тоже следует вести дифференцированный учёт недостаточно усвоенной лексики. Одни слова могут быть вовсе не усвоены учащимися, значения других дети знают, но не умеют употреблять в связной речи, допускают ошибки в произношении, в лексической и грамматической сочетаемости. С учётом этих и других пробелов в знаниях учащихся учитель проводит индивидуальные и дополнительные занятия, даёт знания.

В процессе проведения различных практических работ учитель может проверить, как усвоены учащимися изученные слова.

Знание лексического значения слова можно проверить путём подбора к данным словам синонимов и антонимов. Учитель даёт образец и объясняет, как можно подбирать синонимы и антонимы, например: двигается, идёт, шагает,; крупный, большой, огромный; высокий - низкий, чёрный - белый, холодно - тепло.

Для выяснения значений тех или иных слов используется перевод с русского языка на родной и с родного на русский. Учитель говорит слова на родном языке, а учащиеся переводят их на русский, в необходимых случаях составляют предложения.

Закреплению изученной лексики большую помощь оказывают ученические словари. Новые слова, подлежащие активному усвоению, записываются в словарики.

В 1 и 2 классах ведутся в основном картинные словари. Все новые слова объясняются при помощи нарисованной или приклеенной картинки. Пишется слово и рядом с ним изображается предмет или действие. Учащиеся с большим желанием рисуют и подбирают картинки для объяснения новых слов.

Очень эффективной формой словарной работы являются настенные словари. Желательно, чтобы каждый учитель начальной школы вёл настенные словари, которые можно считать словарями для всего класса.

Настенный словарь представляет собой большой лист бумаги, на котором записываются новые слова по теме без перевода или объяснения. Словарь определённое время висит перед учащимися. В необходимых случаях они используются для повторения слов, составления с ними предложения, запоминания правописания, усвоения произношения. Если нужно, повторить изученную лексику, связанную с определённой темой, учитель вывешивает словарь и предлагает учащимся употреблять слова в предложении.

Учителя практикуют и другие виды настенных словарей: слова записываются на отдельных карточках и по темам складываются в словарный кармашек, рядом со словом могут быть нарисованы или приклеены картинки.

В 4 классе кроме тематических рекомендуется вести алфавитные словарики. Преимущество алфавитных словарей состоит в том, что учащиеся могут быстро найти нужное слово.

В алфавитные словарики записываются слова, трудные для произношения и правописания, близкие по звучанию, но разные по значению, так как учащиеся часто смешивают лексические значения слов (был - бил, угол - уголь, замок - замок, тот - тут). Такие слова следует регулярно включать в устные и письменные упражнения.

Закрепление новых слов проводится на том же уровне, на котором они вводятся, и продолжается на следующих уроках. Прочно усвоенным считается только такое слово, которое учащиеся сознательно употребляют в речи. Основным условием прочного запоминания слов является достаточно частое их повторение. Как показывает опыт работы многих учителей, новое слово средней трудности в подготовительном, 1 и 2 классах начальной школы может быть прочно усвоено, если оно повторяется на последующих трёх-четырёх уроках подряд не менее восьми-десяти раз в различных упражнениях и через небольшой промежуток времени вновь включается в упражнения или тексты для чтения. В 3 классе достаточно повторять на шести-восьми уроках подряд. Конечно, запоминание слов во многом зависит от их значения и фонетического облика, а также от характера упражнений, в которых они встречаются.

Упражняясь в закреплении новых слов, учащиеся одновременно повторяют и ранее усвоенные. Повторение усвоенного словарного материала рекомендуется проводить на особых уроках или в отведённое на уроке время. При повторении учитель, не прибегая к прямому опросу усвоенных слов, должен, однако, привести в движение весь словарный запас учащихся, применяя самые разнообразные приёмы, указанные выше, а также придумывая ситуации для различного рода диалогов, в которых неизбежно возникает необходимость употребить изученные слова по той или иной теме.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работа на уроках русского языка и чтения. При этом особе значение приобретают организации и методы работы по выразительному чтению. От умелого образно-эмоционального чтения учителя во многом ...

Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 1. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №). Диаграмма № Характеристика несформированности неречевых предпосыло ...

Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...

Навигация