Психологические и лингвистические основы развития словаря

Страница 2

Место слова в лексической системе языка в значительной степени определяется явлением многозначности ( полисемии), тогда слово имеет не одно, а несколько значений. Одни слова могут иметь два-три значения, а другие- до пяти-семи и больше. Для того, чтобы эти значения проявились, нужно употребить слово в речи, т. е. в сочетании с другими слова в составе определенной синтаксической конструкции - предложения или словосочетания. В таком случае одно лексическое значение выступает как основное ( исходное), а другое ( или другие) как вторичное, производное.

Сочетаемость- важный показатель значения слова. Между значением слова и его сочетаемость существует двухсторонняя зависимость, а именно: значение слова обусловливает его сочетаемость, а сочетаемость является формальным средством выражения значения слова. Язык в силу своих особых знаков налагает ограничения на способность сочетания слов друг с другом, что приводит к установлению определенных типов допустимых ( правильных) словосочетаний, фраз. Слово и его сочетаемость неразрывно связанны, и значение слов, в частности многозначных, не может быть усвоено без учета их окружения, т. е. сочетаемости.

Значение слова ребенок понимает тогда, когда оно употребляется в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря протекает в тесной связи с развитием связной речи детей.

Из всего выше изложенного следует, что слова можно определить на основе трех сторон:

1.Соотнесенность слова с предметом.

2.Связи слова с определенным понятием.

3.Соотнесенность слова с другими словами внутри лексической системы языка.

Усвоить значение слова – значит овладеть всеми сторонами.

Итак, характеристика слова как важнейшей единицы языка и речи определяет сущность словарной работы с детьми. Во- первых, овладение дошкольниками словом должно осуществляться в единстве его и лексического грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической). Во- вторых, словарная работа должна быть связанна с развитием познавательной деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления. В-третьих, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь
Родина Михаила Васильевича Ломоносова — северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в среде сильных, “ви­давших виды”, сметливых людей, хорошо знавших природу в её поляр­ных проявлениях и часто общавшихся с путешест ...

Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...

Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...

Навигация