На основе анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами были поставлены следующие задачи:
Расширять словарный запас.
1.Вводить в активный словарь детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.)
2.Уточнять обобщающие понятия.
3.Расширять запас слов близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов) Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.
4.Знакомить детей с многозначными словами, представленными разными частями речи.
5.Учить соотносить слова по смыслу и давать толкование слов и словосочетаний.
Для решения поставленных задач нами были подобраны занятия, речевые игры и упражнения, которые включены в перспективный план работы на формирующем этапе исследования. При составлении плана мы ориентировались на программу воспитания в и обучения в средней группе, и на методические пособия Н.В.Алешиной и О.С.Ушаковой.
Речевые игры и упражнения использовались в индивидуальной работе с отдельными детьми, в процессе различных видов деятельности детей.
Так в октябре на занятиях «обучение детей умению отгадывать загадки», «описание игрушек», мы учили детей описывать предметы, закрепляли знания о различных свойствах и качествах предметов. Учили детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвали интерес к предметному миру.
В декабре и в январе нами были проведены такие занятия как, «знакомство детей с обобщающим понятием «посуда», «транспорт», речевые игры и упражнения проводились на закрепление таких обобщающих понятий как – овощи, одежда, мебель. На этих занятиях мы учили детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.
Для активизации словаря детей в подборе синонимов и антонимов, в свободное время мы использовали такие речевые игры и упражнения как, «Скажи по- другому», «Я начну, а ты продолжи», « Кто заблудился?», «Скажи наоборот»- этими играми мы углубляли знания детей о лексическом значении слов, учили подбирать слова противоположные по смыслу.
В феврале месяце мы проводили такие игры и упражнения как- «кто играет с Таней», «найди ручку», «расскажи про ручку», «для чего нужна игла», и др. где знакомили детей с многозначными словами, учили составлять предложения с такими словами как ручка, иголка, ножка, а также учили понимать разные значения этих слов. Также многозначные слова мы вспоминали на занятиях «знакомство с обобщающим понятием «посуда», мы искали с детьми предметы у которых есть ручки (чайник, кастрюля, сковородка). А на занятии «знакомство с обобщающим понятием «транспорт» мы выдели многозначное слово идти (пароход идет, человек идет).
В течении года познакомили детей со свойствами дерева и металла (металл- холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева). Показали детям, как свойства этих материалов используют при изготовлении предметов. Еще детей, познакомили с различными свойствами ткани: прочная, ее можно резать, шить; мнется, но ее можно гладить; ткань можно стирать она может быть разного цвета. Этими занятиями мы расширили словарный запас детей, и познакомили с новыми качествами предметов.
В играх « что умеют делать звери?» мы расширяли сферу употребления слов в соответствии с их смысловым содержанием, учили образовывать разнообразные словосочетания.
Также в играх «кто больше вспомнит?», обогащали словарь детей глаголами, обозначающие действия, процессы.
Все занятия, игры и упражнения представлены в приложении.
Перспективное планирование
месяц |
1 занятие |
2занятие | |
октябрь |
«обучение детей умению отгадывать загадки». Закрепить знания о различных свойствах и качествах предметов. |
Дидактическая игра «кому что нужно для работы?». Закрепить знания о различных предметах, которые нужны людям разных профессий. | |
Ноябрь |
«Знакомство со свойствами дерева и металла». Познакомить детей со свойствами дерева и метала. |
Дидактическая игра « Из чего сделано?» закрепить знания о названиях материалов. | |
декабрь |
« Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда». Учить объединять и группировать предметы по сходным признакам. |
Дидактическая игра «лото» (закрепление обобщающих понятий – игрушки, одежда, обувь, посуда). | |
январь |
« Знакомство детей с обобщающим понятием «транспорт». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их. |
Дидактическая игра « Что лишнее?». Закрепить знания об обобщающем понятии транспорт. | |
Февраль |
« Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная». Закрепить знания о понятие посуда. |
Дидактическая игра: « Магазин». Закрепить знания детей о классификации посуда. | |
март |
« Знакомство со свойствами ткани». Познакомить детей с различными свойствами ткни. |
Беседа с детьми на тему «ткани», предложить рассмотреть свою одежду и вспомнить и рассказать о свойствах ткани. | |
апрель |
« Загадывание загадок о знакомых детям предметах». Учить внимательно всматриваться в предметы, находить те признаки, которые перечислены в загадках |
Дидактическая игра: « похож –не похож». Учить группировать предметы по общему признаку (материалу, цвету, назначению). | |
Материалы по педагогике:
Организация экспериментально - практической работы
и её результат
В процессе написания дипломной работы для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, педагогическое тестирование. Метод анализа литературных источников. При написании дипломной работы нами было проанализировано 28 л ...
Условия организации работы над выразительностью
чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...
Электродвигатель постоянного тока и его применение
Целесообразно начать урок с постановки перед учащимися вопроса, что они знают о применении электродвигателей в быту и технике. После выяснения чрезвычайно широкого их применения полезно поставить вопросы: «А кто знает, на чем основана работа электродвигателей? Какое явление положено в основу их дей ...