Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса:
Индивидно-групповой.
Ценностно-ориентационный.
Пространственно-временной.
Функционально-деятельностный.
Диагностико-аналитический.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса классный руководитель (воспитатель); учащиеся; их родители; педагоги и другие взрослые.
Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Функционально-деятельностный компонент:
- системообразующий вид деятельности классного сообщества;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Пространственно-временной компонент:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико-аналитический компонент:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения её результативности;
- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.
Целевые ориентации
Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Развитие субъективности ребенка.
Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника.
Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.
Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.
Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.
Развитие любознательности и познавательных интересов учащихся.
Сплочение классного коллектива.
Концептуальные положения
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Принцип самоактуализации.
Принцип индивидуальности.
Принцип субъективности.
Принцип выбора.
Принцип творчества и успеха.
Принцип доверия и поддержки.
Класс – личность: класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие роли:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его (Н.Л. Селиванова);
эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства.
Материалы по педагогике:
Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...
Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...
Методические рекомендации по устранению дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...