Технология воспитательной работы с коллективом класса

Страница 2

Личность ребенка в классе: общность, допускающая «бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей её неповторимости в широком коридоре культуре»

(Н.Е. Щуркова).

Метод индивидуальных и групповых перспективных линий.

Открытость системы, позволяющая ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.

Особенности содержания и методики

Выбор системообразующий деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа и структуры учебного заведения.

Развитие коллектива класса

Общешкольная и классные воспитательные системе развиваются более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается раньше, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений.

Условно можно выделить четыре этапа в развитии но питательной системы класса:

I — проектирование;

II — становление;

— стабильное функционирование;

— завершение функционирования или коренное обновление.

На первом этапе преобладают изучение интересов потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность становится главным системообразующим фактором.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай, как я!» становится основные девизом жизнедеятельности коллектива.

На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай большинство из нас!» Воспитательная система начинает ответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальное коллектива. Жизнь сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством его членов.

Для четвёртого этапа характерны две тенденции:

— стремление к тому, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить добрый след);

— поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.

Принципы жизнедеятельности классного сообщества. 10ни регулируют воспитание детей и процесс построения деятельности, общения и отношений членов коллектива. Заповеди:

— много знать — престижно, помогать товарищу-— нормально, готовить дело по чужому сценарию — невозможно, жить без творчества и активности — скучно;

узнай побольше о своём городе (селе) и своих земляках;

уважай людей, живущих рядом;

помоги нуждающимся в твоей помощи;

сделай приятное своим друзьям и окружающим;

дорожи мнением о себе других людей.

Метод индивидуальных и групповых перспективных линий. В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть следующими:

близкая (поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия);

средняя (коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристская поездка);

далёкая (успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т.п.).

Классный руководитель

В классном коллективе учебно-воспитательный процесс настоящее время организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) — учитель-предметник (реже — другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса; классный воспитателя (освобождённый классный руководитель).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения
Указанные положения классической дидактики сохраняют свое научное значение и для современного обучения. Разница состоит лишь в том, что в настоящее время весьма усовершенствована и получила широкое развитие система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предм ...

Источники обогащения словарного запаса младших школьников
Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемы ...

Навигация