Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны

Материалы о педагогике » Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры » Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны

Страница 1

Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:

Разработать вопросы для беседы с детьми и критерии оценки знаний детей.

Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей

Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в природе через дидактические игры. Состояние работы в группе по формированию у детей знаний о сезонных изменениях через дидактическую игру.

В исследовании принимали участие две группы детей, состоящие из 7(экспериментальная группа) и 8(контрольная группа) детей

На основе требований программы "Пралеска" мы разработали перечень вопросов для беседы с детьми группы "Фантазеры", целью которой явилось выявление знаний детей о сезонах и сезонных изменениях в живой и неживой природе. Беседа проходила в игровой форме, включала следующие вопросы:

Назови по порядку сезоны года, покажи их на картинках.

Что происходит в природе зимой(весной, летом, осенью)?

Какие приметы зимы вы знаете(весны, лета, осени)?

Летом день длинный, а зимой .?

Весной листья распускаются, а осенью .?

Как готовятся животные к зиме (звери, птицы, насекомые)?

Как трудится человек зимой в природе(весной, летом, осенью)?

Задачей второго этапа констатирующего исследования было: разработать критерии оценки знаний детей на основе составленной беседы.

Знания детей мы оценивали по трем уровням:

Высокий уровень: ребенок отвечает на вопросы полными ответами без помощи взрослого, знает особенности сезонных изменений в живой и неживой природе.

Средний уровень: ребенок знает сезоны, их характерные особенности, частично владеет знаниями о закономерностях явлений, сезонных изменений в живой и неживой природе, но требуется частичная помощь взрослого.

Низкий уровень: ребенок называет сезоны, их характерные особенности, но не в полной мере знает особенности сезонных изменений в живой и неживой природе, требуется помощь взрослого.

Ответы детей были запротоколированы.

При исследовании уровня знаний детей мы пришли к выводу, что дети различают сезоны года, их основные признаки, но у ребят не достаточно сформированы знания о сезонных изменениях в живой природе.

Большое значение в ознакомлении дошкольников с природой во многом зависит от педагога, его психолого-педагогической культуры. педагог прежде всего сам должен владеть определенными знаниями в области сезонных изменений в природе и только тогда он сможет дать полноценные знания детям об этих изменениях, в том числе и через игру.

Для выявления знаний педагогов о сезонных изменениях в природе, мы использовали нетрадиционную форму работы с педагогами — викторину. На основе тех знаний, которыми должны владеть дети к старшему дошкольному возрасту, нами были разработаны увлекательные конкурсы в виде игр для всех педагогов ДУ №2, так же при организации викторины использовался прием самопроверки, что позволило педагогам узнать свои слабые стороны в данной области знаний. Мы использовали данную форму работы, потому что анкетирование не всегда дает объективные результаты: педагоги чувствуют себя скованно, бояться ответить не правильно, не всегда выразят до конца своего мнения, и анкета, как считают многие педагоги, — это скучно. А викторина организовывалась в форме игры, весь коллектив чувствовал себя раскованно, с удовольствием играли и отвечали на вопросы.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Содержание изменения позиции педагога при осуществлении проектного метода обучения
В ходе теоретического исследования нами были выделены следующее принципы, характеризующие деятельность педагога в проектном подходе: · Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. · Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стим ...

Основные положения эксперимента в лицее, направленного на внедрениепроектного метода обучения
Для экспериментальной проверки гипотезы относительно формирования качественно новой позиции педагога мы обратились к опыту осуществления проектного метода в обучении, осуществляемого в лицее №1 г.Красноярска, где с 1999 года функционирует Федеральная экспериментальная площадка “Школа социальной дея ...

Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...

Навигация