Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп

Материалы о педагогике » Научная организация контроля » Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп

Страница 1

Проверка знаний и умений учащихся VII – VIII классов. Специфика обучения физике на первой ступени её курса в средней школе определяется тем, что этот курс является подготовительным и учащиеся впервые приступают к систематическому изучению основ науки физики. Поэтому вместе с обширными для всего среднего образования целями и задачами для первой ступени всегда актуальной является задача подготовки учащихся к дальнейшему продолжению образования по физике в средней школе, техникуме, профессиональном училище, а также подготовки учащихся к изучению других предметов – химии, биологии, математики, обществоведения. Для решения этих задач необходимо вооружать учащихся знаниями определённой суммы фактов, физических терминов, величин и единиц, нужных для измерения и для установления связей между фактами; научить пониманию и знанию этих связей и умению применять их к объяснению явлений, встречающихся в природе, быту, технике; научить обращению с физическими приборами и измерительными инструментами и привить умения проверять или устанавливать некоторые закономерности путём самостоятельного лабораторного эксперимента.

Одной из важнейших составляющих подготовки учащихся к обучению физике на второй ступени является развитие физического мышления; эта задача приобрела особую актуальность в последнее время в связи с тем, что в условиях быстрого развития науки и техники изменяется характер труда человека, а, следовательно, должен измениться и характер подготовки к труду.

Изменение степени актуальности задач образования по физике вызвало необходимость пересмотра содержания и структуры курса физики средней школы и усиления методов и приёмов, повышающих активизацию обучения. Поскольку эти задачи обучения физике нашли своё отражение в содержании и методах преподавания, то они должны быть учтены в содержании и методах контроля.

Связь содержания и методов проверки знаний учащихся с новым содержанием образования на первой ступени обучения физике может идти по следующим направлениям: 1) особенно тщательно следует проверять знания основных стержневых вопросов курса, их необходимо и более тщательно закреплять; 2) достаточно большое внимание следует уделять контролю знаний о строении вещества; 3) ориентировка курса на развитие мышления учащихся, умений применять полученные знания для объяснения явлений, для самостоятельного пополнения знаний может быть отражена в системе проверки знаний в виде специальных требований к ответу учащегося.

Основными формами проверки знаний в этих классах являются устный опрос, письменная контрольная работа, лабораторная работа. В связи с актуализацией задачи развития умений самостоятельно пополнять знания в настоящее время к основным формам относят и проверку умений самостоятельно работать с учебником.

Проверка знаний и умений IX класса. Здесь наиболее удачными формами проверки будут устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменные задания с выбором варианта ответа (тесты), а также лабораторные работы.

Устной проверкой выявляют важнейшие результаты учебно-воспитательного процесса по физике. Задания устной проверки имеют различные цели. Они проверяют знание учащимися экспериментальных фактов, определений, понятий и формулировок законов, а также усвоение школьниками связей между явлениями, понятиями и законами и сформированность умений.

В устной проверке, как и в любой другой, важно учитывать, что не весь материал курса физики должен быть усвоен с одинаковой глубиной. Требования к знаниям и умениям учащихся по конкретным вопросам механики определены программой курса физики; в программных требованиях к результатам обучения особое внимание обращается на проверку сформированности умений рационального труда. Для дальнейшего совершенствования этих умений школьников важно, чтобы устные проверочные задания предусматривали работу учащихся с учебником, справочником и другими пособиями.

В учебном процессе чаще всего применяют задания, которые одновременно проверяют и знания, и умения. Но в ответе школьника может учитываться только тот компонент, который соответствует целям данной проверки. Чтобы определить понимание изученного вопроса учеником, необходимо проверить усвоение фундаментальных экспериментальных фактов, определений понятий, формулировок и формул законов. Овладение специфическими приёмами работы с учебником или другой литературой, методами исследования механических явлений базируется на понимании связей между экспериментальными фактами, понятиями, законами. Поэтому для проверки глубины усвоения учебного материала учащимися задания делят на уровни. Такое деление помогает учителю в организации проверки и оценивании ответов учащихся.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе очень разнятся между собой. По словам Д.Б. Эльконина, различия ...

Направления работы методического кабинета
Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные ...

Модель процесса формирования культуры делового общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...

Навигация